Продуктивность молочных коров во многом зависит от обеспеченности рационов достаточным количеством полноценного протеина, характеризующейся общим поступлением и составом аминокислот в кишечник и их дальнейшим всасыванием, которое принято называть обменным протеином, так как его недостаток приводит к снижению удоя и качества молока.
В современном животноводстве рациональное использование и ликвидация дефицита кормового протеина рационов жвачных животных является одним из важнейших вопросов отрасли. Несбалансированность рационов по их энергетической и протеиновой питательности ведет к перерасходу кормов на 25–30 %, ухудшает экономические показатели [1].
Кроме содержания в корме сырого и переваримого протеина, важными показателями протеинового питания являются его растворимость, расщепляемость и аминокислотный состав нерасщепленного в рубце протеина. Содержание растворимой и расщепляемой фракций кормового протеина необходимо знать для нормирования доступного микроорганизмам азота, а количество нераспавшегося в рубце протеина – как источника аминокислот корма, поступающего в тонкий кишечник.
Аминокислотная потребность организма жвачных удовлетворяется за счет микробного и нераспавшегося в рубце протеина [2]. По данным исследований М. П. Кирилова, синтез микробного белка в преджелудках коров ограничен в пределах 45–60 % от аминокислотной потребности коров, остальное количество аминокислот животные должны получать с нерасщепленным в рубце протеином [3].
Потребность жвачных животных в протеине рассматривается как в необходимом количестве доступных для усвоения в кишечнике животного аминокислот. Она удовлетворяется за счет поступления их из протеина микроорганизмов, синтезируемого в рубце, не распавшегося в рубце протеина корма и эндогенного белка. Микробный синтез в рубце определяется в основном доступностью энергии и азота корма, а поступление аминокислот кормового происхождения – расщепляемостью кормового протеина в рубце и переваримостью нераспавшейся фракции в тонком кишечнике [4].