Первым шагом на пути организации внутреннего и въездного международного туризма было внесение изменений в Устав музея, куда теперь включены четыре вида деятельности: деятельность туристических агентств, предоставление информационных услуг, деятельность по предоставлению туристско-экскурсионных услуг и деятельность по предоставлению туристических услуг, связанных с онлайн-бронированием.
Следующим шагом стало включение музея в Единый федеральный реестр туроператоров, что дало ему право заниматься туристскоэкскурсионной деятельностью.
Ныне в штате музея — менеджер по туризму и экс курсоводы, получившие сертификаты Туробразования и Ростуризма.
Еще один шаг — заключение с экскурсантами договоров о реализации туристических услуг и услуг по перевозке пассажиров. За 10 дней до экскурсии музей передает в ГИБДД и МВД по Ульяновской области заявку на разрешение перевозки групп в спецтранспорте. Фирмы, обеспечивающие перевозки, должны иметь страховки, их автобусы должны быть оборудованы ремнями для пассажиров, а водители — обладать разрешением на перевозку детей. Детям предоставляются специальные автобусы, а когда по одному маршруту отправляется более двух автобусов, их сопровождают спецмашины. Если в группе более 30 человек, то ее сопровождает медработник.
Необходимый шаг — страхование туристов, и с этой целью музей заключает с Росгосстрахом договор, по которому страховая сумма составляет 500 тыс. руб., а ежегодная сумма договора — 8000 руб.
Разрабатывая любой туристический маршрут, мы предпринимаем научные экспедиции, составляем паспорт маршрута, где отмечаются категория туристов, транспорт, инфраструктура, продолжительность.
Составляется и путевая информация, которую принимает Методический совет.
Комментарий Юлии Володиной: Туристической деятельностью Ульяновский краеведческий музей начал заниматься в 2015 году, когда он, как и другие музеи, перешел на бесплатное обслуживание детей до 12 лет, потеряв очень значительный доход, и начал думать о том, чем потерянные суммы можно заменить. Сейчас главной целью музея как туроператора является формирование корпуса постоянных клиентов. Музей имеет представительство в фирме «Волга-Волга» в Перми. В октябре был создан Совет музеев Приволжского федерального округа, что позволит сотрудничать с музеями округа с целью расширения туристической деятельности в пределах региона.