От древнерусских летописей до современных литературных новинок, Россия обладает богатым литературным наследием, которое отражает не только внутренний мир авторов, но и культурные, исторические и социальные реалии различных эпох. Музеи, посвященные литературным деятелям, играют ключевую роль в сохранении и популяризации этого наследия, предлагая посетителям возможность увидеть личные вещи писателей, изучить их рукописи, ознакомиться с их окружением и вдохновением.
В статье представлены наиболее значимые литературные музеи России, их уникальные экспозиции. Мы рассмотрим не только известные учреждения, но и менее известные, но не менее важные музеи, которые составляют мозаичный портрет русской литературы и её влияния на культурное развитие страны.
Булгаковский Дом (Музей-театр «Булгаковский дом») находится на первом этаже дома 10 по Большой Садовой улице в Москве, где жил советский писатель Михаил Булгаков. Здесь разворачиваются сцены из его романа «Мастер и Маргарита». Музей был основан как частная инициатива 15 мая 2004 года. В этом же здании, в квартире №50 на четвертом этаже, расположен второй музей, посвященный памяти Булгакова — Музей Булгакова в Москве. Этот музей создан по инициативе правительства и открылся 26 марта 2007 года.
Здание изначально предназначалось для роскошной аренды квартир и было построено между 1902 и 1905 годами по заказу русского миллионера Ильи Пигита, владельца табачной компании «Дукат». В июне 1917 года, незадолго до Октябрьской революции, Илья Пигит продал здание частной строительной компании.
В сентябре 1921 года советский писатель Михаил Булгаков переехал в квартиру номер 50 на четвертом этаже вместе с первой женой Татьяной Николаевной Лаппой. Булгаков использовал это здание как одно из самых важных мест в своем знаменитом романе «Мастер и Маргарита», описав его как Злую Квартиру (по версии Дайаны Бургин/Ричарда Певеара и Ларисы Волохонской) или Призрачную Квартиру (по версии Майкла Гленни). Летом 1924 года Булгаков смог переехать на пятый этаж, в гораздо более тихую квартиру номер 34, черты которой он также использовал при описании квартиры номер 50 в романе.