По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Литература народов России в начальной школе как средство поликультурного образования и духовно-нравственного воспитания

Елена Найденова ведущий эксперт сектора поликультурного образования МЦРКПО, канд. пед. наук

В 2014 году издательство «Дрофа» выпустило учебники для первого—четвертого классов начальной школы «Литературное чтение. Литература народов России» (дополнительный модуль). Учебники принципиально отличаются от многих подобных: они написаны авторами — носителями различных этнокультур, а значит, передают информацию образно, эмоционально, создавая эффект присутствия здесь и сейчас.

Авторы издания Е. А. Найденова (концепция первого—третьего классов), Р. З. Хайруллин (концепция четвертого класса), Е. А. Чумакова, Е. В. Верхоломова, М. В. Чепайтите разработали учебники в соответствии с ФГОС начального общего образования, и книги вошли в Федеральный перечень учебников на 2014—2015 гг.

Знакомство учащихся с произведениями художественной литературы, написанными носителями этнокультур, анализ этих произведений как источников этнокультурной и этической информации помогут сформировать у детей мотивацию к изучению этнокультурного разнообразия России, показать им примеры позитивного взаимодействия представителей разных народов.

Ценность произведений национальных авторов — носителей этнокультур в значительной степени заключается в том, что они передают этническую информацию образно, эмоционально, создавая эффект присутствия здесь и сейчас.

При подборе литературных произведений мы старались использовать те из них, которые способствуют формированию позитивных типов отношений, толерантности в пестрой этнокультурной среде.

Важной видится нам задача создания у детей целостного образа России. И здесь мы обращаемся к опыту советского времени, когда даже воспитанник детского сада мог свободно перечислить названия 15 республик — 15 сестер.

Изучая литературные произведения, подобранные по определенному принципу, ребенок должен сам научиться выделять универсальное и вариативное в каждой культуре. У всех народов есть жилища, одежда, орудия труда; все народы сочиняют песни, сказки, танцуют, отмечают праздники, имеют представления о любви, чести и справедливости и прочее, но выглядеть это может по-разному.

Заметим, что нравственные ценности лежат в основе ментальности этноса. Под ними принято понимать разделяемое большинством людей представление о том, что есть добро и что есть зло в отношении человека к сверхъестественному миру, природе, обществу, ближайшему окружению и к самому себе. Изучение литературы народов России обогащает детей знаниями этнокультурных особенностей и духовно-нравственных представлений народов.

Для Цитирования:
Елена Найденова, Литература народов России в начальной школе как средство поликультурного образования и духовно-нравственного воспитания. Дом культуры. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: