Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [1] обязывает каждого владельца инфраструктуры и перевозчика «в пределах технических и технологических возможностей имеющихся у них восстановительных и противопожарных средств принимать участие в ликвидации последствий транспортных происшествий». Кроме того, «грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий» (п. 3 ст. 21).
Этот же закон [1] обязывает владельца инфраструктуры и перевозчика при возникновении чрезвычайных ситуаций принимать «незамедлительные меры по ликвидации последствий транспортных происшествий, стихийных бедствий (заносов, наводнений, пожаров и других), вызывающих нарушение работы железнодорожного транспорта», и «за счет собственных средств … содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций… или заключить соответствующие договоры со сторонними специализированными организациями» (п. 1 ст. 24).
На основании этих законодательных норм Минтранс России установил в утвержденном им ПТЭ [2] (п. 38) требование, заключающееся в том, что «в аварийно-восстановительных пунктах, установленных владельцем инфраструктуры, должны быть в постоянной готовности:
— восстановительные поезда для восстановления нормального движения поездов и ликвидации последствий транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движений и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, специальные автомотрисы, дрезины и автомобили для восстановления железнодорожного пути и устройств электроснабжения, вагоны и автомобили ремонтно-восстановительных летучек связи, аварийно-полевые команды;
— пожарные поезда и пожарные команды для предупреждения и тушения пожаров, а также проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации;