По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ликвидация последствий транспортных происшествий и действия в нестандартных ситуациях

В.М. Рудановский канд. техн. наук, e-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Одна из основных задач в отношении ликвидации последствий транспортных происшествий и иных серьезных событий на железных дорогах Российской Федерации — возобновление прерванного движения поездов в кратчайшие сроки. Она требует обеспечения надлежащей организации, оперативности и качества ведения аварийно- восстановительных работ, высокого уровня готовности к ним восстановительных поездов.

Литература:

1. Федеральных закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

2. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов. Приказ Минтранса России от 9 марта 2016 г. № 44.

4. Перечень мест дислокации восстановительных поездов на инфраструктуре ОАО «РЖД». Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 13 сентября 2016 г. № 1887р.

5. Правила эксплуатации и содержания восстановительных поездов ОАО «РЖД». Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 28 августа 2018 г. № 1897/р.

6. Положение о восстановительном поезде. Утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 21 декабря 2018 г № 2743/р.

7. Положение о Департаменте безопасности движения открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Утверждено ОАО «РЖД» 16 мая 2013 г. № 188.

8. Положение «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в "ОАО РЖД"». Утверждено ФГП ВО ЖДТ России 20 декабря 2010 г. и ОАО «РЖД» 27 декабря 2010 г.

9. Инструктивные указания по организации аварийно-восстановительных работ на инфраструктуре ОАО «РЖД». Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 26 декабря 2016 г. № 2678р.

10. «О перестройке работы восстановительных поездов». Приказ Народного комиссариата путей сообщения от 11 ноября 1936 г. № 168/Ц.

11. Ракицкий И.В. Опыт быстрой ликвидации последствий крушений и аварий в военное время. М.: Трансжелдориздат, 1942. 85 с.

12. Технологические карты на проведение аварийно-восстановительных работ при сходах подвижного состава. Утверждены ОАО «РЖД» 27 ноября 2017 г. — 440 с.

13. Стратегия научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года (Белая книга). Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 17 апреля 2018 г. № 769/р.

14. Рудановский В.М. Обеспечение ликвидации последствий транспортных происшествий и действий в нестандартных ситуациях // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2019, № 4. С. 16–29.

15. Регламент действий работников, связанных с движением поездов, в аварийных и нестандартных ситуациях (в соответствии с приказом № 32Ц от 02.09.1987 года). Утвержден указанием МПС СССР № Г-6435у от 22 декабря 1987 г.

Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [1] обязывает каждого владельца инфраструктуры и перевозчика «в пределах технических и технологических возможностей имеющихся у них восстановительных и противопожарных средств принимать участие в ликвидации последствий транспортных происшествий». Кроме того, «грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий» (п. 3 статьи 21).

Этот же закон [1] обязывает владельца инфраструктуры и перевозчика при возникновении чрезвычайных ситуаций принимать «незамедлительные меры по ликвидации последствий транспортных происшествий, стихийных бедствий (заносов, наводнений, пожаров и других), вызывающих нарушение работы железнодорожного транспорта», и «за счет собственных средств … содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций… или заключить соответствующие договоры со сторонними специализированными организациями» (п. 1 статьи 24).

На основании этих законодательных норм Минтранс России установил в утвержденном им ПТЭ [2] (пункт 38) требование, заключающееся в том, что «в аварийно-восстановительных пунктах, установленных владельцем инфраструктуры, должны быть в постоянной готовности:

— восстановительные поезда для восстановления нормального движения поездов и ликвидации последствий транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движений и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, специальные автомотрисы, дрезины и автомобили для восстановления железнодорожного пути и устройств электроснабжения, вагоны и автомобили ремонтно-восстановительных летучек связи, аварийно-полевые команды;

— пожарные поезда и пожарные команды для предупреждения и тушения пожаров, а также проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации. … — не допускается занимать железнодорожным подвижным составом железнодорожного пути постоянной стоянки восстановительных и пожарных поездов, специальных автомотрис и дрезин, предназначенных для ведения восстановительных работ».

Для Цитирования:
В.М. Рудановский, Ликвидация последствий транспортных происшествий и действия в нестандартных ситуациях. Железнодорожник. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: