По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Лифт, автоматика, корабль, PRT и многорельсовая железная дорога

— Лифт?! Позвольте, у нас журнал про железные дороги, при чем здесь лифт? — Лифт движется по рельсам, только вертикальным, то есть по вертикальной железной дороге, что вполне соответствует тематике журнала. Таким вот диалогом можно было бы предварить статью о лифте в журнале о железных дорогах. Но отметим другой классифицирующий признак всем хорошо известного устройства — в нем нет водителя. Действительно, водителя нет, и пассажир сам вызывает аппарат нажатием кнопки, а нажатием другой кнопки осуществляется выбор места назначения. Таким образом, лифт является автоматическим беспилотным транспортным средством, возможно, самым первым.

Собственно, вот об автоматическом беспилотном наземном транспорте, в котором нет ни водителей, ни машинистов, а только пассажиры, и хотелось бы поговорить. Поговорить в контексте сравнения реалий и перспектив двух пока главных видов наземного транспорта, автомобильного и железнодорожного, и познакомить с решением, раздвигающим невероятные горизонты развития рельсового транспорта, главным образом в направлении автоматизации.

Заметки о беспилотном транспорте все чаще и чаще появляются в Интернете и различных изданиях. Этот факт отражает понимание, что решение транспортных проблем следует искать в автоматизации движения. Идея вовсе не нова, но в наше время развитие науки и техники вплотную приблизилось к возможности создания транспорта, перевозка пассажиров и грузов на котором может осуществляться исключительно под управлением автоматики.

Одним из основных элементов неприятных и очень неприятных ситуаций на транспорте с печальными последствиями является пресловутый «человеческий фактор», или, проще говоря, ошибки водителей при управлении транспортным средством. Глаза, уши и внутреннее чувство — таков основной набор источников информации для водителя, руководствуясь которыми он принимает то или иное решение. Иначе это называется «визуальным контролем траектории и условий движения».

Производители насыщают машины приборами, которые информируют об обстановке, предупреждают об опасностях и даже вмешиваются в управление. Но решение остается за человеком, и очень часто по ряду причин: неопытность, усталость, самонадеянность, — оно оказывается неверным, и уже нет времени на принятие правильного решения. По этой и ряду других причин идея об автоматизации транспорта и передаче управления движением компьютеру становится в высшей степени актуальной, и уже достигнуты заметные результаты: автоматический транспорт есть, он работает и стремительно развивается.

Лидирует в процессе автоматизации пассажирских перевозок железнодорожный транспорт. В большинстве своем это не слишком протяженные линии, как его называют, «легкого метро». Этот городской вид транспорта связывает районы крупных городов или центры городов с аэропортами. Свое название он получил из-за того, что энергия подводится по «третьему рельсу», а часть пути проложена под землей на небольшой глубине, хотя, как правило, бóльшая часть проходит по земле, а то и вовсе над землей, на эстакадах.

Для Цитирования:
Савельев А.С., Лифт, автоматика, корабль, PRT и многорельсовая железная дорога. Железнодорожник. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: