Сегодня очень много говорят о лидерстве и лидерах, подразумевая руководителей своего подразделения, компании, региона или даже всей страны. В результате практически каждый сколько-нибудь значимый начальник считает себя лидером, часто не понимая разницы между менеджером (начальником) и лидером. А разница между ними есть, и она огромна. Это все равно что сравнивать тягловую лошадь и породистого арабского скакуна, которые имеют совершенно разную стоимость, как, впрочем, и разные сферы применения.
Напомним [1, 2], что менеджеры в компании — это руководители разного уровня иерархии, которые управляют организацией и несут ответственность за результаты этого управления. Такие руководители наделены формальной властью и необходимыми полномочиями для реализации стоящих перед ними целей. Таким образом, менеджеры (начальники) принимают решения, которые влияют на каждого сотрудника организации, а также несут ответственность за успехи или неудачи организации в целом.
С лидерами ситуация иная. Лидерство — это власть, подчеркнем, не формальная, а реальная власть, которая состоит в способности лидера вести за собой людей, заставлять их делать то позитивное или то негативное, что в иных условиях люди делать бы не стали. Очевидно, что быть руководителем и быть лидером в организации — это две большие разницы и совсем не одно и то же. Еще один важный момент. У менеджера есть подчиненные, которые выполняют его указания, а у лидера есть последователи, которые идут за ним, несмотря ни на что, и нередко жертвуют собой ради высоких идеалов. Примеров тому очень много.
Лидерство — это власть не формальная, а реальная власть, которая состоит в способности лидера вести за собой людей, заставлять их делать то позитивное или то негативное, что в иных условиях люди делать бы не стали.
Лидерство основано на авторитете. В основе авторитета лежат качества, имеющие высокую ценность для членов конкретной группы. Наличие этих качеств у лидера предопределяет лояльность последователей к его поступкам, приверженность и доверие к его решениям, которые он может принимать самостоятельно, не советуясь с группой. В этом значении понятие «авторитет» в большей степени характеризует лидера, но далеко не всегда руководителя.