По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Лидерство руководителя как основа успеха компании

Жданкин Н.А. д-р техн. наук, академик РАЕН, президент консалтинговой компании ООО «Регул-Консалт», профессор, НИТУ «МИСиС»
Михина В.А. студентка, НИТУ «МИСиС»

В статье рассматриваются вопросы лидерства и устанавливаются отличия между менеджером и лидером коллектива. Показано, что эффективность лидера зависит от множества факторов и определяется уровнем лидерства, который достигается конкретным руководителем. Подробно описаны типы отношений управления, и подчеркнута роль инновационных подходов в развитии лидера. Отдельно выделено, что менеджер опирается на ресурсы, а лидер на эмоции, что дает больше преимуществ лидеру в развитии компании. Приведен пример измерения эффективности лидера для конкретной организации. Выбраны факторы для оценки лидерства, которые при реальном измерении дают возможность понять, где у конкретного лидера сильные стороны, а где — слабые, которые требуется устранить. Предложенные рекомендации как раз и решают эту задачу

Сегодня очень много говорят о лидерстве и лидерах, подразумевая руководителей своего подразделения, компании, региона или даже всей страны. В результате практически каждый сколько-нибудь значимый начальник считает себя лидером, часто не понимая разницы между менеджером (начальником) и лидером. А разница между ними есть, и она огромна. Это все равно что сравнивать тягловую лошадь и породистого арабского скакуна, которые имеют совершенно разную стоимость, как, впрочем, и разные сферы применения.

Напомним [1, 2], что менеджеры в компании — это руководители разного уровня иерархии, которые управляют организацией и несут ответственность за результаты этого управления. Такие руководители наделены формальной властью и необходимыми полномочиями для реализации стоящих перед ними целей. Таким образом, менеджеры (начальники) принимают решения, которые влияют на каждого сотрудника организации, а также несут ответственность за успехи или неудачи организации в целом.

С лидерами ситуация иная. Лидерство — это власть, подчеркнем, не формальная, а реальная власть, которая состоит в способности лидера вести за собой людей, заставлять их делать то позитивное или то негативное, что в иных условиях люди делать бы не стали. Очевидно, что быть руководителем и быть лидером в организации — это две большие разницы и совсем не одно и то же. Еще один важный момент. У менеджера есть подчиненные, которые выполняют его указания, а у лидера есть последователи, которые идут за ним, несмотря ни на что, и нередко жертвуют собой ради высоких идеалов. Примеров тому очень много.

Лидерство — это власть не формальная, а реальная власть, которая состоит в способности лидера вести за собой людей, заставлять их делать то позитивное или то негативное, что в иных условиях люди делать бы не стали.

Лидерство основано на авторитете. В основе авторитета лежат качества, имеющие высокую ценность для членов конкретной группы. Наличие этих качеств у лидера предопределяет лояльность последователей к его поступкам, приверженность и доверие к его решениям, которые он может принимать самостоятельно, не советуясь с группой. В этом значении понятие «авторитет» в большей степени характеризует лидера, но далеко не всегда руководителя.

Для Цитирования:
Жданкин Н.А., Михина В.А., Лидерство руководителя как основа успеха компании. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: