− Устин Валерьевич, в книге вы пишите о научном методе мышления. Расскажите об этом методе.
− Научный метод познания включает в себя арсенал ученых по поиску истины – такие виды мышления, как критическое, причинно-следственное, сравнительное (включая SWOT-анализ), аналитическое, синтетическое, дедуктивное, индуктивное, и пр., а также математические методы анализа данных. Это – метод познания истины, метод решения любых задач, включая нестандартные, метод принятия правильных управленческих решений в любой ситуации, метод создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. Обычно научный метод формируется при изучении естественных наук. Однако многие люди, не знакомые с естественными науками, мыслят страхами, эмоциями, догмами, шаблонами и приходят к ошибочным выводам, принимают неверные управленческие решения и создают проблемы на пустом месте. Многие фундаментальные проблемы России, кажущиеся неразрешимыми (кризисы в демографии, экономике и управлении), вызваны как раз догматизмом, потому что в рамках текущих догм их решить нельзя, ибо эти проблемы вызваны устоявшимися догмами народа. Догматик ищет готовый рецепт, чтобы действовать по шаблону. Но готового рецепта открытия нового нет и не может быть в принципе.
Научное мышление, ведущее к прорыву, к научным открытиям и новым технологиям, выглядит совсем по-другому. Рассмотрим вкратце основные виды научного метода познания.
- Аналитическое мышление (анализ) – разложение проблемы/понятия/ явления на составные элементы. Затем уже работаем с каждым элементом по отдельности. Значительно упрощает многие сложные задачи, упрощая их до составных элементов.
- Синтетическое мышление (синтез) – комбинация из отдельных элементов нового понятия или явления. Так часто создаются новые технологии, товары, услуги.
- Причинно-следственное мышление – поиск причин проблемы/явления позволяет решить проблему, устранив ее причины. Также это поиск следствий явления/решения, который позволяет оценить целесообразность принимаемых управленческих решений. Выяснение того, как взаимодействуют элементы системы.