В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба реализует функции органа валютного контроля. Количественные показатели работы таможен ЮТУ в направлении валютного контроля в этот период демонстрируют позитивную динамику. По итогам трех кварталов 2019 г. таможенными органами ЮТУ проведены 683 проверки соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (с учетом Крымской и Севастопольской таможен), выявлены нарушения на общую сумму 4,4 млрд руб. (за аналогичный период прошлого года — 1017 проверок, 9,5 млрд руб.). По выявленным фактам нарушений возбуждено 602 дела об АП (АППГ — 952 дела об АП). По результатам рассмотрения протоколов наложено штрафов на сумму 2,5 млрд руб. (АППГ — 4,2 млрд руб.). Таможенными органами ЮТУ по информации в том числе подразделений валютного контроля зарегистрировано 49 сообщений о преступлениях по статьям 193 и 193.1 УК РФ (АППГ — 56 сообщений). Возбуждено 21 уголовное дело (АППГ — 17 уголовных дел). Сумма невозвращенной валютной выручки по уголовным делам составила 1,6 млрд руб. (АППГ — 3,0 млрд руб.), сумма незаконно переведенной валюты — 0,1 млрд руб. (АППГ — 0,02 млрд руб.).
На протяжении 2017–2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находилось в процессе реформирования. Только в 2018 г. принято 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон) и 3 в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.
Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкция от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.