По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.7.03

Летательные аппараты на электротяге

Шульга Р.Н. канд. техн. наук, ВЭИ — филиал ФГУП «РФЯЦ — ВНИИТФ им. акад. Е.И. Забабахина», г. Москва

Предложена гибридная летательная платформа ГПЛ, которая использует аэростатическую подъемную силу за счет наполнения гелием или смесью газов, а также маршевые и маневровые винто-рулевые колонки ВРК на основе ЭД с постоянными магнитами. Приведен пример расчета подъемной силы ГПЛ взлетной массой 4 т и радиусом полусферической оболочки 12 м при суммарной мощности 1000 кВт дизель-генератора, нагруженного на 8 периферийных (маневровых) и один центральный (маршевый) ЭД через статические ПЧ. Приведены методики расчета тяги и примеры разработки и применения электровертолета типа пассажирского мультикоптера с 18 независимыми ЭД на раме диаметром 9,8 м, а также дронов воздушного и подводного базирования на ГПЛ, что может помочь в освоении удаленных и труднодоступных регионах Арктики и Дальнего Востока.

Литература:

1. Шульга Р.Н. Тяговая характеристика судового электропривода // Силовая электроника. — 2022. — № 1. — С. 26–31.

2. Шульга Р.Н. Преобразователи частоты // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. — 2022. — № 1 (211). — С. 3–11.

3. Шульга Р. Н. К вопросу выбора привода наземного электротранспорта // Силовая электроника. — 2022. — № 3.

4. Шульга Р.Н., Петров А.Ю., Лабутин А.А., Смирнова Т.С. Гибридная летательная платформа в Арктике // Новости электротехники. — 2020. — № 1 (121) — 2 (122). — С. 80–84.

5. Шульга Р. Н., Петров А. Ю., Хренников А.Ю. Энергетические платформы с использованием цифровых модульных подстанций и энергоблоков для Арктики // Российская Арктика. — 2020. — № 10. — С. 37–50.

6. Шульга Р. Н. Накопление и сохранение электроэнергии // Новости электротехники. — 2021. — № 1 (127). — С. 54–57.

7. Шульга Р.Н. Электрохимические и водородные накопители электроэнергии // Новости электротехники. — 2020. — № 4 (124) — 5 (125). — С. 2–4.

8. Shulga R.N., Putilova I.V. Multi-agent direct current systems using renewable energy sources and hydrogen fuel cells. Hydrogen Energy Publications LLC. Published by Elsevier Ltd [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.ijhydene. 2019.12.226 (дата обращения: 20.01.2020).

9. Shulga R. N., Petrov A. Y., Putilova I. V. The Arctic: Ecology and hydrogen energy // Hydrogen Energy Publications LLC. Published by Elsevier Ltd [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.ijhydene. 2019.12.122 (дата обращения: 20.01.2020).

10. Путилова И.В., Шульга Р.Н., Петров А.Ю. Арктика: экология и водородная электроэнергетика // Альтернативная электроэнергетика и экология (ISJAEE). — 2019. — № 07–09 (291-293). — С. 43–62.

11. Ионов П.П. Дирижабли и их военное применение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.militera.lib.ru (дата обращения: 20.01.2020).

12. Дирижабли как важная часть вооруженных сил XXI века // Военное обозрение. — 14.05. 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.topwar.ru (дата обращения: 20.01.2020).

13. Голубятников В.Н. Вектор развития воздухоплавательной техники. Создание новых транспортных дирижаблей // Инновации. — 2015. — № 12 (206). — С. 49–55.

14. Юрьев Б.Н. Аэродинамический расчет вертолетов. — М.: Государственное изд-во оборонной промышленности, 1956. — 559 с.

15. Как взлетают дирижабли // Популярная механика. — 2014. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.topmech.ru/ (дата обращения: 20.01.2020).

16. Тищенко М.Н., Некрасов А.В., Родин А.С. Вертолеты. Выбор параметров при проектировании. — М.: Машиностроение, 1976.

17. Дьяконов Д. А. Понятие и определение интегральных летно-технических характеристик дистанционного пилотирования вертолета малого класса // Сборник докладов конференции БЛА, Минобороны РФ, 924‑й Государственный центр БЛА, Коломна, 2016.

18. Полтавский А.В., Юрков Н.К., Нгуен Зуи Фыонг. Телекоммуникация сетевых систем на основе высотных платформ. Надежность и качество сложных систем [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. cyberleninka.ru. (дата обращения: 20.01.2020).

19. Плетнер К., Поросков Н. Зачем нужны дирижабли, воздушно-космическая сфера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru. (дата обращения: 20.01.2020).

20. Раев М. В., Славин В. С . Энергодвигательные и энергетические установки в проектах освоения космоса XXI века // Сибирский журнал науки и техники. — 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru (дата обращения: 20.01.2020).

21. Гуревич О. С., Гулиенко А. И . , Захарченко В. С., Коваленко И. К . , Близнюков Л. Г., Селиванов О. Д . Электрический вертолет // Двигатель. — 2012. — № 2.

22. Лучший в своем роде электровертолет Е-Volo VC200 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cameralabs.org (дата обращения: 20.01.2020).

23. Франция: новый электрический вертолет Volta готов к взлету [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aviadrive.ru (дата обращения: 20.01.2020).

24. Персли Д. Главные требования к компьютерным системам военного назначения — защищенность и широкополосная связь. МКА: ВКС, 6/2011. — Режим доступа: https://www. rtsoft.ru/ (дата обращения: 22.12.2019).

25. Тестирование первой в мире системы управления дронами начнется в Арктике в 2020 г. — Режим доступа: https://www.tass. ru/ekonomika/ (дата обращения: 22.12.2019).

26. Российские арктические дроны-конвертопланы заинтересовали военных. — Режим доступа: https://www.ria.ru/ (дата обращения: 22.12.2019).

27. Недюс М. Подводный дрон-шпион: В России создан совмещенный с коптером беспилотник. — Режим доступа: https://www.iz.ru/ (дата обращения: 22.12.2019).

28. Полет с приводнением: В России создадут новый дрон для Арктики. — Режим доступа: https://www.yandex.ru/news/ (дата обращения: 22.12.2019).

Наряду с электрификацией судового и наземного тягового электротранспорта, отраженных в публикациях автора [1–3], значительный интерес представляет направление электрификации летательных аппаратов (ЛА). В данном материале рассматривается реализация тягового электропривода (ТЭП) на примере трех ЛА: гибридной летательной платформы (ГПЛ), электровертолета (ЭВ) и дрона (ДР или БПЛА). Каждый из ЛА содержит в ТЭП основные элементы в виде аккумуляторной батареи (АБ) или топливного элемента на водороде (ТЭ) с возможной добавкой электрогенератора с двигателем (ДВС или ГТД), преобразователя частоты (ПЧ), электродвигателей (ЭД) и воздушных винтов (ВВ). Цель статьи состоит в расчете тяги и описании облика указанных ЛА.

На рис. 1 приведены на основе [1] виды сверху и сбоку предлагаемой ГПЛ полужесткой конструкции из композитных материалов, обтянутой трехслойной пленкой с гомофобным покрытием (для предотвращения обледенения), содержащая от 4 до 8 секций, наполненных газом (гелий, водород, метан или безопасная смесь газов). Жесткий остов и центральный вертикальный отсек с использованием боковых стрингеров задают сферическую форму оболочки. Каждый отсек из композита в виде модуля заводской сборки содержит баллонеты с газом, а в наружном торце крепится винторулевая колонка ВРК с электродвигателем и винтом, которая может поворачиваться на 360 град., в то время, как на внутреннем торце крепятся упоры для соединения с центральным вертикальным отсеком. ВРК с синхронными электродвигателями питаются от инверторов И, размещенных в виде шкафов внутри каждого модуля. В нижнее части ГПЛ размещаются транспортные модули, желательно вмещающие 12‑футовые контейнеры для облегчения погрузочно-разгрузочных операций. В нижней части центрального отсека размещается рубка Р с экипажем или в беспилотном варианте с устройствами навигации, управления и мониторинга. В верхней части центрального отсека устанавливается маршевый электродвигатель МД в виде ВРК с винтом большего диаметра, нежели для периферийных ВРК, в т. ч. для очистки поверхности оболочки ГПЛ от осадков, а также видеокамеры, ИК-камеры и другого кругового обзора. ГПЛ может приземляться на сушу, лед с использованием винтовых опор для закрепления на грунте с учетом сильных порывов ветра, а также наплаву с использованием надувных поплавков и якорей. Наряду с размещением грузов в транспортных модулях может быть применен наружный подвес негабаритных грузов к центральному отсеку для исключения нарушения центровки.

Для Цитирования:
Шульга Р.Н., Летательные аппараты на электротяге. Конструкторское Бюро. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: