— Стратегии развития, дорожные карты — где, в каких регионах это уже не просто слова, а работающие технологии? И как они действуют?
— Любые стратегии развития городов в первую очередь упираются в деньги. У нас достаточно много людей, которые понимают, что нужно работать не только с инфраструктурой жизнеобеспечения городов, но и с их образами. Ведь если нет образа, то нет и целостного представления, которое является нематериальным активом городов. Учитывая, что в бюджетах мало денег, в первую очередь их выделяют на то, чтобы всё ездило и крутилось — на латание дыр.
А всё, что касается стратегии, образа, финансируется по остаточному принципу либо вовсе не финансируется. Это совершенно не означает, что образы городов не формируются. Пресса пишет что-то, есть упоминания по радио и телевидению, но очень важно, в связи с чем. Ведь так может сформироваться образ привлекательного и безопасного города, куда очень любят приезжать туристы на выходные, или, наоборот, транзитного или такого, где живут бандиты. Хорошо, если у города вдруг рождается идея нанять разработчиков. Например, когда Марат Гельман взялся за Пермь при Олеге Чиркунове [бывший губернатор Пермского края, — пояснение редакции]. Это был прорыв, пусть и спорный, но он расшевелил людей и дал возможность им самим осознать, в каком городе они живут. Но чаще всего всё пущено на самотек.
Сейчас пытаются найти таких специалистов в регионах, поскольку требуется повысить инвестиционную привлекательность. И все начинают искать символы и думать: а кто мы, а что мы. В моей родной Удмуртии, например, начали «эксплуатировать» Калашникова, случайные истории с бурановскими бабушками… Люди стали говорить про то нематериальное, которое заключено на этих территориях, но на самом деле преследуют экономические цели. Им сказали: «Ребята, нужно привлекать деньги», и они начали искать разные способы. Увидели один из вариантов — зацепились за него. А то ли это, во что верят сами местные жители? Ощущают ли они себя бурановскими бабушками? Беда такого подхода в создании ложных образов: все ищут символы для внешних потребителей, а надо начинать работать с горожанами, ориентироваться на них и только потом моделировать идею для стороннего «потребления».