По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 623.419:623.094

Легендарный «ракетный поезд» встает на рельсы

На новом технологическом уровне предполагается воссоздать существовавший в СССР проект «ракетного поезда». Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» будет разработан и изготовлен исключительно российскими предприятиями ОПК.

В России на новом технологическом уровне предполагается воссоздать существовавший в СССР проект «ракетного поезда». О разработке нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) под условным обозначением «Баргузин» сообщил журналистам 16 декабря 2014 г. командующий ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Сергей Викторович Каракаев. «Создание новейшего БЖРК планируется в соответствии с поручениями Президента России. Разрабатывается он исключительно предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса, воплощая в себе самые передовые достижения нашего боевого ракетостроения», – подчеркнул командующий.

Бортовые железнодорожные ракетные комплексы – детище 1980-х гг. Советский Союз в то время разрабатывал свой ответ американскому «хранителю мира» (ракете Peacekeeper, также известной как MX) – твердотопливному носителю с десятью боеголовками, который на этапе проектирования хотели использовать как из шахт, так и с мобильных пусковых установок. От такой унификации в США в итоге отказались и поставили ракеты только шахтного базирования. Советский Союз дорогу осилил: в рамках «нашего ответа Рейгану» появился БЖРК с ракетами РТ-23УТТХ «Молодец».

БЖРК – это железнодорожный состав с вагонами, замаскированными под обычные пассажирские, багажные вагоны и вагоны-рефрижераторы. При создании комплекса была применена масса интереснейших технических решений, начиная от системы разгрузки пускового вагона, позволявшей частично распределять вес ракеты на вагоны-соседи, и заканчивая оригинальной системой отвода электрической контактной сети, мешающей старту ракеты.

С 1991 г. в рамках процессов по разоружению все существовавшие тогда 12 составов официально не выводились в железнодорожную сеть страны за пределы пунктов постоянной дислокации. В 2005 г. последний БЖРК был ликвидирован.

В 1980-е гг. расчеты и практика показывали, что БЖРК является одним из самых скрытных видов стратегического вооружения: надежного опознавания «ракетных поездов» американцам добиться не удавалось, да и отечественные тренировочные мероприятия выявили его высокую скрытность. Таким образом, БЖРК весьма устойчив к «контрсиловому» удару противника и способен показать высокую живучесть в ответном ударе.

Для Цитирования:
Легендарный «ракетный поезд» встает на рельсы. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2015;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала