Речевое нарушение, такое как заикание, является одним из самых распространенных речевых расстройств, признаки которого заметны даже человеку без специальных знаний. Заикание бывает разной степени тяжести и иногда проявляется настолько сильно, что лишает человека возможности полноценно общаться, выражать свои мысли и, как следствие, не дает выбирать профессию по душе, мешает личной жизни, не дает человеку чувствовать себя счастливым. А бывает, что повторения отдельных слогов, паузы во время речи выглядят довольно безобидными, но даже такие незначительные проявления могут вызывать глубокие переживания, мешать полностью раскрыться и реализоваться, добиться успеха в жизни. Вот почему сегодня ни у кого нет сомнений в том, что от этого расстройства речи нужно избавляться, желательно в детстве и безвозвратно [1].
Заикание является речевым нарушением, которое проявляется в виде расстройства нормального ритма и плавности речи, заминок и остановок, вынужденного повторения звуков и слогов. Заикание обусловлено судорогами органов, составляющих речевой аппарат. В большинстве случаев заикание возникает в возрасте от 2 до 6 лет, когда ребенок осваивает фразовую речь — построение длинных и сложных речевых конструкций. У мальчиков заикание возникает в 4 раза чаще, что может быть связано с тем, что у девочек навыки мелкой моторики и речевой артикуляции развиваются быстрее [2, 5].
Возникшее заикание может пройти спонтанно (в период от нескольких часов до нескольких месяцев), однако в большинстве случаев становится хроническим [6].
Наиболее выраженным заикание бывает в подростковом и юношеском возрасте, после 30 лет его проявления слабеют [2].
Причины заикания связаны с нарушением деятельности глубинных управляющих психофизиологических программ. Такое нарушение происходит в результате влияния различных факторов. Это наследственные факторы, родовые и внутриутробные травмы, недостаточность развития моторики, неблагоприятные условия, такие как напряженная обстановка в семье и неправильные воспитательные приемы. Таким образом, развитию дефекта способствуют физиологические и психологические факторы.