По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2308-04

Лечение заикания у детей и подростков в условиях дневного стационара

Шляпкина Ольга Юрьевна старшая медицинская сестра дневного стационара для детей и подростков № 4 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская областная клиническая психиатрическая больница», Российская Федерация, 443016, г. Самара, ул. Нагорная, д. 78, e-mail: olgahatt@rambler.ru, https://orcid.org/0009-0004-7745-0883
Сошникова Наталия Викторовна главная медицинская сестра государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская областная клиническая психиатрическая больница», Российская Федерация, 443016, г. Самара, ул. Нагорная, д. 78, e-mail: nvsoshnikova73@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-0935-4214

В статье представлен комплексный подход к лечению заикания у детей и подростков в условиях дневного стационара с непосредственным участием в данном процессе среднего медицинского персонала. Цель. Предоставление информации об организации процесса оказания помощи детям и подросткам с заиканием в ГБУЗ «Самарская областная клиническая психиатрическая больница». Результаты. Применяя указанный комплексный подход, по окончании лечения в абсолютном большинстве случаев пациенты избавляются от заикания. Заключение. Лечение заикания — одно из важных направлений работы психиатрической службы, направленное на социальную, психическую и физическую профилактику детского и подросткового населения.

Литература:

1. Арутюнян (Андронова) Л. З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи /Л. З. Арутюнян (Андронова). — Москва: Эребус, 1993; 160 с.

2. Андронова Л. З. О влиянии пения на заикание /Л. З. Андронова, М. А. Арутюнян, А. С. Александровская //Дефектология. — 1987. — № 4; С. 58–60.

3. Визель Т. Г. Коррекция заикания у детей /Т. Г. Визель, Ю. А. Фисенко, Л. М. Шугарева. — М.: АСТ: Астрель, 2012; 222 с.

4. Лохов М. И. Заикание: неврология или логопедия? /М. И. Лохов. — СПб: «ЭЛВИ-СПб», 2005; 600 с.

5. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С. Ю. Циркина. — Спб.: Питер, 2004; 896 с.

6. Андронова Л. З. Рецидивы заикания и поддерживающие микрокурсы лечения /Л. З. Андронова, А. И. Барановский // Методические рекомендации. — Куйбышев, 1990; 124 с.

1. Arutiunian (Andronova) L. Z. [How to treat stuttering. Methods of sustainable speech normalization] /L. Z. Arutiunian (Andronova). — Moscow: Erebus, 1993; 160 p. (In Russian)

2. Andronova L. Z. O vliianii peniia na zaikanie [On the influence of singing on the application] /L. Z. Andronova, M. A. Arutiunian, A. S. Aleksandrovskaia // Defektologiia [Defectology]. — 1987. — No. 4; pp. 58–60. (In Russian)

3. Vizel T. G. Korrektsiia zaikaniia u detei [Correction of stuttering in children] / T. G. Vizel, Iu. A. Fisenko, L. M. Shugareva. — M.: AST: Astrel, 2012; 222 p. (In Russian)

4. Lokhov M. I. Zaikanie: nevrologiia ili logopediia? [Stuttering: neurology or speech therapy?] /M. I. Lokhov. — St. Petersburg: «ELVI-SPb», 2005; 600 p. (In Russian)

5. Spravochnik po psikhologii i psikhiatrii detskogo i podrostkovogo vozrasta [Handbook of psychology and psychiatry of childhood and adolescence] / Ed. S. Iu. Tsirkin. — St. Petersburg: Peter, 2004; 896 p. (In Russian)

6. Andronova L. Z. Retsidivy zaikaniia i podderzhivaiushchie mikrokursy lecheniia [Relapses of stuttering and supporting microcourses of treatment] /L. Z. Andronova, A. I. Baranovskii // Metodicheskie rekomendatsii [Methodical recommendations]. — Kuibyshev, 1990; 124 p. (In Russian)

Речевое нарушение, такое как заикание, является одним из самых распространенных речевых расстройств, признаки которого заметны даже человеку без специальных знаний. Заикание бывает разной степени тяжести и иногда проявляется настолько сильно, что лишает человека возможности полноценно общаться, выражать свои мысли и, как следствие, не дает выбирать профессию по душе, мешает личной жизни, не дает человеку чувствовать себя счастливым. А бывает, что повторения отдельных слогов, паузы во время речи выглядят довольно безобидными, но даже такие незначительные проявления могут вызывать глубокие переживания, мешать полностью раскрыться и реализоваться, добиться успеха в жизни. Вот почему сегодня ни у кого нет сомнений в том, что от этого расстройства речи нужно избавляться, желательно в детстве и безвозвратно [1].

Заикание является речевым нарушением, которое проявляется в виде расстройства нормального ритма и плавности речи, заминок и остановок, вынужденного повторения звуков и слогов. Заикание обусловлено судорогами органов, составляющих речевой аппарат. В большинстве случаев заикание возникает в возрасте от 2 до 6 лет, когда ребенок осваивает фразовую речь — построение длинных и сложных речевых конструкций. У мальчиков заикание возникает в 4 раза чаще, что может быть связано с тем, что у девочек навыки мелкой моторики и речевой артикуляции развиваются быстрее [2, 5].

Возникшее заикание может пройти спонтанно (в период от нескольких часов до нескольких месяцев), однако в большинстве случаев становится хроническим [6].

Наиболее выраженным заикание бывает в подростковом и юношеском возрасте, после 30 лет его проявления слабеют [2].

Причины заикания связаны с нарушением деятельности глубинных управляющих психофизиологических программ. Такое нарушение происходит в результате влияния различных факторов. Это наследственные факторы, родовые и внутриутробные травмы, недостаточность развития моторики, неблагоприятные условия, такие как напряженная обстановка в семье и неправильные воспитательные приемы. Таким образом, развитию дефекта способствуют физиологические и психологические факторы.

Для Цитирования:
Шляпкина Ольга Юрьевна, Сошникова Наталия Викторовна, Лечение заикания у детей и подростков в условиях дневного стационара. Медсестра. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: