Согласно определению, сформулированному экспертами ВОЗ (2002), «паллиативная помощь — это подход, который благодаря предупреждению и облегчению страданий, ранней диагностике, безупречной оценке и лечению боли и других физических, психологических и духовных проблем улучшает качество жизни пациентов, столкнувшихся с угрожающим жизни заболеванием».
Решающим условием для развития паллиативной помощи является создание условий, необходимых для признания важности самой идеи холистической (целостной) помощи инкурабельным больным и умирающим. Детская паллиативная помощь занимается целым рядом аспектов жизни инкурабельного ребенка — медицинских, психологических, социальных, культурных и духовных. Но существенную часть паллиативной помощи составляет полноценная терапия, ориентированная на лечение больного, а не поразившей его болезни.
Основной подход к лечению больных, нуждающихся в паллиативной помощи, сводится к борьбе с симптомами заболевания. Как правило, такая помощь заключается в назначении фармакологических препаратов. Но дети, нуждающиеся в такой помощи, уже получали длительное медикаментозное лечение. И несомненно, что у этих детей стали проявляться отрицательные стороны медикаментозного лечения. Мы уже писали о том, что, являясь чужеродными для организма веществами, лекарственные препараты вызывают множество побочных проявлений, усугубляющих порой течение заболеваний. Особенно чувствительны к ксенобиотической нагрузке в виде фармпрепаратов дети. Проявляется это в виде дисбактериозов, хронизации патологического процесса, снижения иммунитета. Продолжение лекарственной терапии, хоть и с благой целью, ведет не к улучшению состояния ребенка, а, наоборот, к усугублению основного заболевания [5].
Альтернативой фармакологическим препаратам, применяемым в детской паллиативной помощи, является лазерная терапия. Для начала рассмотрим, чем характеризуются патологические процессы на клеточном уровне. Это три основных признака:
• внутриклеточный дефицит свободной энергии (гипоэнергизм) и связанный с ним электромагнитный дефицит;