В условиях кризиса западноцентричной модели глобализации и ускорения процессов формирования многополярного миропорядка среди авторитетных латиноамериканских политиков складывается понимание необходимости переосмысления и придания нового дыхания интеграционным процессам в Латинской Америке и Карибском бассейне (ЛАКБ) для более эффективного обеспечения национальных интересов своих государств. В этом контексте, в т. ч. под углом российских интересов в регионе, особого внимания заслуживает анализ состояния дел и перспектив дальнейшего развития одного из старейших торгово-экономических объединений на континенте — Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ; исп. Asociación Latinoamericana de Integración).
Созданная в 1980 г. ЛАИ заменила действовавшую с 1960 г. Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ; исп. Asociación Latinoamericana de Libre Comercio), результаты деятельности которой оказались весьма ограниченными. За двадцать лет ее существования страны региона так и не смогли значительно сблизить уровни развития национальных экономик, увеличить объем взаимной торговли и кардинальным образом облегчить движение товаров и услуг. Образование нового объединения с более приземленными целями стало попыткой регионалов перезапустить процессы либерализации торговли, застопорившиеся на фоне череды военных переворотов и внутриполитических конфликтов, охвативших Латинскую Америку в 1960–1970-х гг. В число основателей Ассоциации вошли 11 латиноамериканских государств, ранее состоявших в ЛАСТ: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор. Впоследствии к ЛАИ присоединились Куба (1999) и Панама (2012), заинтересованность в подключении к её деятельности проявляет Никарагуа. Таким образом, на сегодняшний день ЛАИ остается одним из крупнейших интеграционных объединений в ЛАКБ, совокупное население стран-членов которого превышает 510 млн человек [1], а суммарный ВВП — 5,7 трлн долларов [2].
В соответствии с Договором Монтевидео 1980 г. основной целью ЛАИ является создание условий для формирования латиноамериканского общего рынка путём выработки единых правовых норм обеспечения процессов региональной экономической интеграции. В качестве руководствующих принципов деятельности Ассоциации определены: политический и экономический плюрализм; совместимость субрегиональных и двусторонних торговых соглашений; гибкость; дифференцированный подход к странам с различным уровнем развития; множественность используемых механизмов торговых соглашений [3]. Высшим органом ЛАИ является Совет Министров иностранных дел, отвечающий за определение основных направлений интеграционного процесса. Постоянно действующий политический орган — Комитет представителей, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов и инициатив, касающихся реализации Договора Монтевидео (все решения утверждаются 2/3 голосов стран-членов). На открытых заседаниях Комитета, проводимых два раза в месяц, присутствуют иностранные наблюдатели [4]. Соответствующий статус при ЛАИ имеют 18 государств, включая Россию (с 1993 г.), Китай, Японию, Южную Корею, Пакистан, Украину, Италию, Испанию, Португалию, Швейцарию, Румынию, Сан-Марино, Сальвадор, Гондурас, Гватемалу, Коста-Рику, Никарагуа и Доминиканскую Республику, а также десять международных и региональных организаций [5].