Выбор лака для живописи может обернуться настоящей головной болью для начинающего художника, в то время как опытный мастер уже точно знает, какой именно продукт ему нужен. Придя в магазин, начинающий живописец рискует приобрести вовсе не то, что хотел, поэтому сначала необходимо четко определиться с назначением лака.
Главным назначением лака для живописи является покрытие уже завершенных произведений. Лаки, предназначенные для этой цели, называют покрывными. Если цель художника — укрепить покрытие или разбавить красочную массу, а также придать прозрачность покрытию — то ему необходим связующий или разжижающий лак.
Раньше лаки изготавливали в основном из натуральных смол, но со временем этому материалу пришли на смену синтетические материалы, что позволило сделать многие лаки универсальными в применении.
Вопрос о том, применять синтетический или натуральный лак, зависит от личных предпочтений художника, но следует помнить, что людям с аллергией не желательно вдыхать пары синтетических материалов (например, акрила).
Тонкий слой лака создает защитную пленку, которая не только предотвратит неблагоприятное влияние внешних факторов, но и сделает цвета глубже, ярче, а мелкие детали четче и фактурнее.
Например, каждый из нас видел выцветшие под воздействием лучей солнца (если быть более точным – ультрафиолетового излучения) краски на различных носителях (уличные баннеры, бумага, картон, ткань). Это же может случиться и с рисунком. Большую роль играет также влажность: при ее повышенном уровне краска может просто отваливаться от холста, а при пониженном – трескаться и крошиться. Особенно это характерно для масляных красок, нанесенных толстым, густым слоем.
Произведения живописного искусства также подвержены влиянию перепадов температур, оседанию пыли, воздействию жидкостей и газов.
При добавлении в краску лаки повышают ее прочность и эластичность, способны увеличить глубину и интенсивность цвета, придать покрытию прозрачность и эффект стеклянного покрытия.