По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Квотирование рабочих мест для инвалидов: новеллы-2024

Н.М. Саликова д-р юрид. наук, профессор кафедры трудового права, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, E-mail: salikova1963@mail.ru
Е.М. Батухтина канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процесса, Уральский государственный юридический университет, E-mail: kafedra.gp@ gmail.com

Данная статья посвящена одной из наиболее социально значимых мер государственной поддержки инвалидов в сфере трудоустройства — установлению квоты для приема на работу инвалидов. В работе исследуются вопросы не только действующего правового регулирования квотирования рабочих мест для инвалидов, но и порядок исполнения работодателями установленных законом обязанностей по созданию и выделению рабочих мест для инвалидов, а также основания для привлечения работодателей к ответственности за их неисполнение. Авторами также анализируются последние изменения законодательства в данной сфере, которые, кроме прочего, теперь возлагают ответственность на работодателя за невыполнение квоты.

Литература:

1. Доклад генерального директора: Преодоление глобального кризиса в отношении рабочих мест. Восстановление экономики на основе мер по обеспечению достойного труда // Международная конференция труда. 98-я сессия 2009 г. Женева, Швейцария.

2. URL: http://www.ilo.org/ilolex/.

3. Шабунова А. А. Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 6 (48). — С. 128.

4. Willi Momm, Otto Geiecker. Инвалидность: концепция и характеристика // Энциклопедия МОТ. — С. 142.

5. Саликова Н. М. Участие работодателей в содействии занятости населения // Российское право: образование, практика, наука. — 2017. — № 3 (99).

Для большинства населения всех стран работа является основным источником средств существования, именно поэтому государство должно заботиться о разумной государственной политике в сфере занятости населения. Необходимость именно разумной политики обусловлена непростыми социальными явлениями, происходящими во всех странах: ростом масштабов бедности, безработицы; увеличением числа банкротств компаний, особенно средних и мелких; потерей работы миллионами трудоспособных граждан [1].

Акты МОТ и иных международных организаций направлены на разрешение проблем занятости в правовом русле при соблюдении принципов справедливости, законности и достойного труда. Международные стандарты в сфере занятости определены в актах ООН, в целом ряде Конвенций и Рекомендаций МОТ, Совета Европы, СНГ, ЕАЭС и др. Одними из первых следует отметить Конвенцию № 122 и Рекомендацию № 122 о политике в области занятости (1964); Конвенцию № 168 и Рекомендацию № 176 о содействии занятости и защите от безработицы (1988); Конвенцию № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983) и др [2].

Конституция Российской Федерации закрепляет конституционное право граждан на защиту от безработицы (ст. 37). Дальнейшее закрепление и развитие это право получило в Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 2–4, 24, 210). Одними из основных принципов регулирования трудовых и связанных с ними отношений ТК РФ называет право на свободный выбор труда и рода занятий, равенство прав и возможностей работников, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве, запрет принудительного труда и дискриминации.

С 20 ноября 2024 г. вступили в действие изменения, внесенные в ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и устанавливающие новые основания для привлечения к ответственности, новых субъектов ответственности и новые размеры штрафов за нарушение прав инвалидов. Они обусловлены изменениями в законодательстве о занятости по вопросам защиты прав инвалидов в этой сфере.

Для Цитирования:
Н.М. Саликова, Е.М. Батухтина, Квотирование рабочих мест для инвалидов: новеллы-2024. Кадровик бюджетной организации. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала