Проблема содействия эффективной занятости инвалидов в целом и их трудоустройства в частности из года в год находится на повестке дня как мирового сообщества государств в целом, так и Российской Федерации в частности.
Статистические данные о занятости инвалидов показывают неутешительную картину. Исследователями отмечается, что люди с инвалидностью не чувствуют себя востребованными на рынке труда. В отдельных источниках указывается, что доля занятых (работающих) инвалидов в России составляет 14,9% (2019 г.), при этом показатель занятости инвалидов в регионах значительно колеблется — от 7,2% до 29,2%, а в 75 субъектах РФ доля работающих инвалидов не превышает 20% от их численности [1, 27]. Росстат приводит следующие данные: в 2022 г. уровень безработицы инвалидов составлял 13,7%; уровень занятости — 10,1%; уровень участия в составе рабочей силы — 11,7% [2].
Национальное агентство развития квалификации также не остается в стороне от проблематики занятости инвалидов. В проведенном осенью 2022 г. исследовании приняло участие 493 организации из 5 субъектов РФ (г. Москва, Томская и Свердловская области, Хабаровский и Приморский края). Возрастной портрет трудоустроенных в этих организациях инвалидов выглядит так: 17% трудоустроенных инвалидов — в возрасте от 18 до 25 лет; 33% — в возрасте от 26 до 50 лет; 25% — предпенсионный возраст; 25% — старше пенсионного возраста. С точки зрения средней численности трудоустроенных инвалидов результаты получились такими: в возрасте от 18 до 25 лет — 2 человека на одну организацию; от 26 до 50 лет — 8 человек на одну организацию; предпенсионного возраста — 6 человек на одну организацию; старше пенсионного возраста — 9 человек на одну организацию [3].
На международном уровне принят целый ряд актов, направленных на обеспечение для инвалидов эффективной реализации принципа равенства прав и возможностей и запрета дискриминации, в том числе в части вопросов, касающихся их трудоустройства. В качестве примера можно привести как акты Организации Объединенных Наций (далее — ООН), так и Международной организации труда (далее — МОТ). Так, в 1993 г. ООН были разработаны Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. № 48/96), в которых вопросы занятости инвалидов выделены в качестве одной из 12 целевых областей для создания равных возможностей. В Конвенции ООН 2006 г. о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106) отдельно приводится перечень мер, направленных на реализацию инвалидами права на труд. В их числе: запрещение дискриминации по признаку инвалидности; защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда; стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, которые могут включать программы позитивных действий, стимулы и другие меры. 20 июня 1983 г. МОТ была принята Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов». В ней подчеркивается, что специальные позитивные меры, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей для инвалидов и других трудящихся, не считаются дискриминационными в отношении других трудящихся (ст. 4).