Так, за последние три года на железнодорожных путях необщего пользования, территориально расположенных в Сибирском Федеральном округе, наблюдается рост почти в два раза количества допущенных транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Несмотря на то, что риски тяжелых последствий на железнодорожном транспорте необщего пользования намного ниже, по сравнению с железнодорожным транспортом общего пользования, тем не менее, стоит акцентировать внимание на данном вопросе.
Как показывает статистика, в половине из всех допущенных случаев транспортных происшествий и иных событий, имеющих негативные последствия (сходы, столкновения и т. д.) основной причиной случившегося является человеческий фактор.
Так, можно выделить следующие причины и условия способствовавшие совершению подобных правонарушений:
— отсутствие системы контроля за деятельностью работников предприятия со стороны руководства;
— незнание требований нормативных правовых (технических) актов работниками и руководителями предприятий;
— несоответствие квалификационным требованиям лиц, допущенных к работе (отсутствие профессионального образования у рабочих, отсутствие повышения квалификации у специалистов и исполнительных руководителей);
— система периодической проверки знаний Правил и Инструкций у работников носит формальный характер или отсутствует вообще.
За допущенные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта законодательством Российской Федерации предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. Так, в случае, если допущенные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта повлекли по неосторожности причинение крупного ущерба, такое деяние образует состав преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей. При этом привлечение к уголовной ответственности не исключает возмещение многомиллионных убытков по гражданско-правовым искам.