По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85

Культурологический образ Санкт-Петербурга через историю промышленного здания

Богданова Раиса Юрьевна ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна». Россия, 191180, Санкт-Петербург, Джамбула пер., 13. E-mail: foryou@mail.ru

На примере объекта культурного наследия — Центральной электрической станции рассматривается культурологический образ Санкт-Петербурга на протяжении ХХ в. Автор предлагает к обсуждению проблему создания или изменения культурологического образа города на примере Санкт-Петербурга. Исследуется влияние внешней и внутренней политики государства на судьбу технического прогресса через призму истории здания Центральной электрической станции первой в России электрической межгородской железной дороги.

Статья поступила 04.04.2018 г.

Литература:

1. Штиглиц М.С. Промышленная архитектура Петербурга. — СПб.: Нева, 1995. — 128 с.

2. Гольцов Н.Н. История Оранэлы — стрельнинской трамвайной линии в документах и воспоминаниях. — СПб.: Сударыня, 2006. — 254 с.

3. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). Ф. 2289. Оп. 1. Д. 43.

4. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). Ф. 2289. Оп. 1. Д. 11. Л. 10.

5. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). Ф. 2289. Оп. 1 Д. 109. Л. 93.

6. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 1298. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.

7. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 1298. Оп. 1. Д. 2. Л. 9-а.

8. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 1298. Оп. 1. Д. 2. Л. 9.

9. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 1298. Оп.

1. Д. 2. Л. 1, 37.

10. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.). Ф. 1326.

11. Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 519 с.

12. Алексеев-Апраксин А.М. Культурная реальность в свете исследования межкультурных взаимодействий // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2010. — № 4. — Том 2. Философия. — С. 121–128.

Образ города может носить разносторонний, многоплановый характер: градостроительный, исторический, архитектурный и т. п. Развиваясь, город формирует свой неповторимый, уникальный образ, создавая свой архетип.

Развитие городов неразрывно связано с развитием и изменением как их внутреннего пространства и облика, так и с развитием их связей с близлежащими территориями. Проблемы, возникавшие по мере роста городов, усложнялись и требовали решений в строительстве каналов и дорог, мостов, канализаций, акведуков, в обустройстве городских территорий и т. п., что в свою очередь способствовало развитию технической мысли и вело к становлению промышленности. Наряду с жилыми строениями, храмами, военными сооружениями и пр. возникали и постройки промышленного назначения.

Промышленная архитектура, так же как и другие области зодчества, тесно связана с закономерностями прогресса в строительстве и с социальными преобразованиями, градостроительством и эстетическими взглядами своей эпохи. Однако она имеет и свои специфические особенности как материальная среда деятельности системы «человек–техника», с наиболее динамичным вторым компонентом в этой системе. Следовательно, на развитие промышленной архитектуры существенно влияют и изменения в технологическом способе производства, обусловленные развитием техники [1. С. 7].

Образ города чаще всего ассоциируется с какой-либо постройкой или видом, например Париж — Эйфелева башня. Санкт-Петербург прежде всего ассоциируется с парадными видами исторического центра города. Одним из символов Санкт-Петербурга считается кораблик шпиля Адмиралтейства — бывшей судостроительной верфи.

С момента основания Санкт-Петербурга в создание его уникального облика значительный вклад внесли зодчие, работавшие в области промышленного строительства. Промышленность Санкт-Петербурга развивалась с основания города, одновременно с его застройкой возводились кирпичные заводы, создавались судостроительные верфи: Адмиралтейские, Партикулярная, Охтинская; через 10 лет уже функционировали Литейный, Монетный, Пороховые заводы и др. Образ города формировался не только из памятников искусства, но и из промышленных зданий.

Для Цитирования:
Богданова Раиса Юрьевна, Культурологический образ Санкт-Петербурга через историю промышленного здания. Вопросы культурологии. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: