По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.2 DOI:10.33920/nik-01-2406-01

Культурный капитал. Часть первая

Шестаков Вячеслав Анатольевич* АНО «Научно-исследовательский институт стандартизации музейной деятельности», Россия, 191014, г. Санкт-Петербург, Басков пер., д. 14, оф. 208, E-mail: iso-museum@ya.ru, ORCID: 0000-0003-48190-6960

Статья посвящена определению понятия «культурный капитал». Автор разбирает путаные определения, фактически уводящие в сторону от существенного понятия капитала как средства производства ценностей. При этом автор опирается на собственную концепцию определения культурных ценностей, подразделяя культурные ценности на базисные и мнимые и выводя стройную систему градации видов культурных ценностей в зависимости от признания культурных ценностей устойчивыми социальными группами. Культурные ценности, как и ценности реального мира, нуждаются в учете. Этой технологии будет посвящена вторая часть статьи.

* Сайт автора: https://iso-museum.ru/

Статья поступила 01.06.2024.

Есть только одна деятельность, свойственная человеку, целиком определяющая существо человека и выделяющая его из череды творений природы, — это созидание нравственных ценностей.

В начале 1960-х гг. в лексикон экономистов, социологов, а позже и политологов плотно вошел термин «человеческий капитал» как совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения потребностей человека и общества1, которое впоследствии было дополнено существенным условием, что данная совокупность характеризуется способностью приносить доход2. Указанное определение в целом соответствует определению капитала как совокупности имущества, приносящего доход3. Учитывая тот факт, что извлечение дохода возникает в процессе меновых операций человека с человеком4, можно утверждать, что любой капитал, по сути, является капиталом человеческим и только человеческим. Поэтому вполне обоснованно, что в классической политэкономии XIX в. капиталом считалась не вещь как таковая, а определенное производственное отношение, которое, будучи ассоциировано с предметом, придает ему особый характер, в результате которого мы полагаем, что данный предмет не просто вещь, товар, собственность, но нечто, способное генерировать себе подобные сущности.

Определение 1: капитал — это средства производства, используемые для самовоспроизводства5. Капитал порождает капитал. Капиталом может стать любая вещь, предмет, услуга, способ, животное и в конечном роде даже человек, если он утрачивает свойственную ему свободу выбора, расчеловечивается и становится «говорящим орудием». Поскольку капитал многолик и вариативен, один его носитель легко трансформируется в иной, фураж в скот, скот в шерсть, шерсть в сукно, а такой товар легко заменить эквивалентом — неким симулятором6, это деньги.

Для Цитирования:
Шестаков Вячеслав Анатольевич*, Культурный капитал. Часть первая . Вопросы культурологии. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: