2 ноября 2001 г. Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры была принята Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии [1]. Как и всякий политически ангажированный документ, Декларация содержит общие призывы к организации бытия человека, призывы обеспечивать «права», «свободу», «развитие», «самобытность» и «плюрализм». По логике и содержанию Декларации можно предположить, что именно эти параметры бытия должны составлять основу стандартного поведения современного человечества, которое западные культурологи и политики именуют толерантностью [13]. Одним из главных постулатов Декларация объявляет уважение разнообразия культур, терпимость, диалог и сотрудничество в обстановке доверия и взаимопонимания как лучший залог международного мира и безопасности.
В понятиях, сформулированных в Декларации, культура должна рассматриваться как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков — духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных — и что помимо искусства и литературы она (культура — авт.) охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования. Таким образом, Декларация обеспечивает группировку признаков, что позволяет оценить степень культурного многообразия современной экосистемы и происходящих в ней изменений, обусловленных поведением людей («… культурное разнообразие столь же необходимо для человечества, как биоразнообразие для живой природы» — ст. 1). Декларация подкреплена утвержденным приложением «Основные направления плана действий по осуществлению Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии». И в этом плане есть важные для всего последующего изложения пункты 1 и 3, определяющие обязательства государств-членов ЮНЕСКО стремиться к сотрудничеству в достижении следующих целей:
• «п. 1. Углубление международной дискуссии по вопросам культурного разнообразия, в частности касающимся его связи с развитием и его влияния на разработку политики как на национальном, так и на международном уровне; ...