Дата поступления рукописи в редакцию: 16.11.2024
Дата принятия рукописи в печать: 15.12.2024
Совокупность поведенческих черт и психологических понятий лектора и является той культурой, которая называется сценической. Она помогает реализовать основную задачу лектора, выступающего в аудитории или на сцене — заинтересовать слушателя, заставить его внимательно воспринимать материал лекции. Находиться на сцене, реализовывать свои творческие замыслы и держать внимание аудитории — это большое мастерство. Лектор должен обладать определенными поведенческими чертами, манерами подачи материала для достижения хорошего результата. Для эффективного воздействия на внимание слушателей ему необходимо формировать сценическую культуру, которая является действенным способом дисциплинировать их эмоции. Это тем более важно и потому, что он постоянно находится в поле зрения слушателя и ничто в поведении лектора не ускользает от его заинтересованности.
Появление и поведение лектора на сцене может или объединить его с аудиторией, или, наоборот, разрушить ее внимание и интерес. Иногда неудачная шутка лектора моментально рвет те ниточки внимания, соединяющие его и зал, ломает выстраиваемый образ.
Сценическая речь (ораторское искусство), сценическое движение (пластика) и, даже, актерское мастерство — всё это входит в сценическую культуру лектора, формирует его имидж. Большое мастерство, находясь на сцене, осуществлять свои творческие задумки и удерживать интерес аудитории. Овладеть своим телом, своими нервами, своим вниманием — немалый труд, который приводит к профессионализму. С одной стороны — это эстетическая проблема, но, с другой стороны — голос, манеры, поведение преподавателя, лектора в аудитории становятся его «инструментами». Умение «нести себя» очень важно.
Культура сценического поведения включает и двигательные навыки (точность движений, правильное распределение мышечных усилий, чувство баланса, координации), и умение связать между собою словесные и физические действия, и автоматизацию навыков сценического движения, и, конечно, этику лектора. При выступлении каждое его движение, мимика воспринимаются и анализируются слушателями. Поэтому успешный имидж лектора формируется при следующих условиях: