По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.124.4+78.06 DOI:doi.org/10.33920/nik-04-240304-35

Культура сценического поведения лектора

Алла Петровна Синицкая преподаватель-методист высшей квалификационной категории, старший преподаватель кафедры истории, теории музыки и композиции, ФГБОУ ВО «Донецкая государственная музыкальная академия имени С. С. Прокофьева», Россия, 283086, г. Донецк, ул. Артема, д. 44, E-mail: pragga2013@yandex.ru

Основная тема статьи: возможности умелого поведения лектора в аудитории для реализации своей основной задачи — заинтересовать слушателя, заставить его внимательно воспринимать материал лекции. В статье говорится о необходимости и способах формирования сценической культуры. Цель представленной статьи — раскрыть значимость сценической культуры лектора, формирующей его имидж, который в свою очередь, привлекает внимание и заинтересованность слушателей.

Литература:

1. Булатова, О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. — М.: Академия, 2001. — 240 c.

2. Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г. Риторика и культура речи. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 544 с.

3. Запорожец, Т. И. Логика сценической речи. — М.: Просвещение, 1974. — 128 с.

4. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие. — М.: Академия, 2004. — 207 с.

5. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация: учеб. пособие. — М.: Рипол Классик, 2002. — 320 с.

6. Михалина, М. А. «Сценическая культура» как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника // Психология, социология и педагогика. — 2015. — № 3. — 91–93 с.

7. Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства. — М.: АСТ, 2010. — 448 с.

8. Черная, Е. И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос. — СПб.: Планета музыки, 2018. — 176 с.

1. Bulatova, O. S. (2001). Pedagogical artistry: textbook. — Moscow: Academy», p. 240. (In Russian)

2. Vvedenskaya, L. A., Pavlova, L. G. (2007). Rhetoric and culture of speech. — Rostov on Don: Phoenix, 544 p. (In Russian)

3. Zaporozhets, T. I. (1974). Logic of stage speech. — Moscow: Prosveshchenie, 128 p. (In Russian)

4. Isaev, I. F. (2004). Professional and pedagogical culture of a teacher: textbook. — Moscow: Akademiya, 207 p. (In Russian)

5. Klyuev, E. V. (2002). Speech communication. — Moscow: Ripol Classic, 320 p. (In Russian)

6. Mikhalina, M. A. (2015). Stsenicheskaia kul’tura» kak sredstvo razvitiia emotsional’no-volevoi sfery doshkol’nika [“Stage culture” as a means of developing the emotional and volitional sphere of a preschooler]. Psikhologiia, sotsiologiia i pedagogika [Psychology, sociology and Pedagogy]. No. 3, pp. 91–93. (In Russian)

7. Stanislavsky, K. S. (2010). Acting training. Textbook of Acting. — Moscow: AST, 448 p. (In Russian)

8. Chernaya, E. I. (2018). Fundamentals of stage speech. Phonation breathing and voice. — St. Petersburg: Planeta muziki, 176 p. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 16.11.2024

Дата принятия рукописи в печать: 15.12.2024

Совокупность поведенческих черт и психологических понятий лектора и является той культурой, которая называется сценической. Она помогает реализовать основную задачу лектора, выступающего в аудитории или на сцене — заинтересовать слушателя, заставить его внимательно воспринимать материал лекции. Находиться на сцене, реализовывать свои творческие замыслы и держать внимание аудитории — это большое мастерство. Лектор должен обладать определенными поведенческими чертами, манерами подачи материала для достижения хорошего результата. Для эффективного воздействия на внимание слушателей ему необходимо формировать сценическую культуру, которая является действенным способом дисциплинировать их эмоции. Это тем более важно и потому, что он постоянно находится в поле зрения слушателя и ничто в поведении лектора не ускользает от его заинтересованности.

Появление и поведение лектора на сцене может или объединить его с аудиторией, или, наоборот, разрушить ее внимание и интерес. Иногда неудачная шутка лектора моментально рвет те ниточки внимания, соединяющие его и зал, ломает выстраиваемый образ.

Сценическая речь (ораторское искусство), сценическое движение (пластика) и, даже, актерское мастерство — всё это входит в сценическую культуру лектора, формирует его имидж. Большое мастерство, находясь на сцене, осуществлять свои творческие задумки и удерживать интерес аудитории. Овладеть своим телом, своими нервами, своим вниманием — немалый труд, который приводит к профессионализму. С одной стороны — это эстетическая проблема, но, с другой стороны — голос, манеры, поведение преподавателя, лектора в аудитории становятся его «инструментами». Умение «нести себя» очень важно.

Культура сценического поведения включает и двигательные навыки (точность движений, правильное распределение мышечных усилий, чувство баланса, координации), и умение связать между собою словесные и физические действия, и автоматизацию навыков сценического движения, и, конечно, этику лектора. При выступлении каждое его движение, мимика воспринимаются и анализируются слушателями. Поэтому успешный имидж лектора формируется при следующих условиях:

Для Цитирования:
Алла Петровна Синицкая, Культура сценического поведения лектора. Общенаучный журнал. 2024;3-4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: