В современной России основным документом, определяющим цели, национальные интересы, основные направления развития страны в целях её безопасности является Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 [9], сохраняющая преемственность с Концепцией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 [6].
Что общего в этих документах? Их объединяет значительное внимание, которое в них уделяется сфере культуры. Причем в более позднем документе роль культуры существенно увеличивается. Если в Концепции 1997 г. культурная, т. е. ценностно-идеологическая составляющая, учитывалась в меньшей степени, то Стратегия принималась в других геополитических обстоятельствах. Необходимость принятия новой Стратегии безопасности была обусловлена изменением процессов международного взаимодействия в ситуации появления новых вызовов и угроз, укрепления новых центров экономического роста и политического влияния и, как следствие, формирования качественно новой геополитической ситуации. Её основное содержание было связано с построением глобальной системы, ориентированной по преимуществу на Организацию Североатлантического договора — особенно в Евро-Атлантическом регионе.
Но уже в 2002 г., когда администрация Д. Буша представила новую Стратегию безопасности, определяющую малую эффективность доктрины сдерживания и устрашения, и был закреплен термин однополярного мира, а США наделили себя правом изменять политические режимы в любой стране, стало очевидно, что экономическая конкуренция сопровождается конкуренцией ценностей и моделей развития. Именно поэтому культура стала рассматриваться — наряду с укреплением обороноспособности, суверенитета, территориальной целостности, повышением конкурентоспособности национальной экономики — в качестве одного из национальных интересов на долгосрочную перспективу.
Именно поэтому в Стратегии национальной безопасности РФ 2015 г. показано, что для обеспечения национальной безопасности в области культуры необходимо такое развитие культурной и государственной национальной политики, которые «направлены на укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение национальной, религиозной, расовой терпимости, на воспитание взаимного уважения народов Российской Федерации, а также на развитие межнациональных и межкультурных связей».