По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316 DOI:10.33920/nik-02-2102-07

Культура как нормативное социальное поведение

Флиер Андрей Яковлевич д-р философ. наук, проф., главный научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, проф. Московского государственного лингвистического университета Россия, 119072, Москва, Берсеневская набережная, д. 18-20-22, строение 3, Эл. адрес: andrey.flier@yandex.ru

В статье показано: в культуре как социальной системе особую роль играют нормативное социальное поведение, упорядочивающее социальное взаимодействие и коммуникации между людьми, и нравы, с помощью которых осуществляется регуляция социальных взаимодействий.

Литература:

1. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1994.

2. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества: Поведенческие аспекты эволюции человека. — М.: Наука, 1993.

3. Дебор Г. Общество спектакля. — М.: Логос-Радек, 2000.

4. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: Педагогика-пресс, 1994.

5. Костина А.В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. — М.: УРСС, 2009.

6. Тинберген Н. Социальное поведение животных. — М.: Мир, 1993; Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). — М.: Прогресс; Изд. фирма «Универс», 1994 и др.

7. Уайт Л. Наука о культуре // Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. — М.: РОСПЭН, 2004.

8. Флиер А.Я. Динамка культуры как системы самоидентификации человека и общества // Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры. — М.: Согласие, 2012.

9. Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры. — М.: Согласие, 2012.

1. Blumer G. Kollektivnoye povedeniye // Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl'. Teksty. — M.: Izd-vo MGU, 1994.

2. Butovskaya M.L., Faynberg L.A. U istokov chelovecheskogo obshchestva: Povedencheskiye aspekty evolyutsii cheloveka. — M.: Nauka, 1993.

3. Debor G. Obshchestvo spektaklya. — M.: Logos-Radek, 2000.

4. Dol'nik V.R. Neposlushnoye ditya biosfery. Besedy o povedenii cheloveka v kompanii ptits, zverey i detey. — M.: Pedagogika-press, 1994.

5. Kostina A.V. Natsional'naya kul'tura — etnicheskaya kul'tura — massovaya kul'tura: «Balans interesov» v sovremennom obshchestve. — M.: URSS, 2009.

6. Tinbergen N. Sotsial'noye povedeniye zhivotnykh. — M.: Mir, 1993; Lorents K. Agressiya (tak nazyvayemoye «zlo»). — M.: Progress; Izd. firma «Univers», 1994 i dr.

7. Uayt L. Nauka o kul'ture // Uayt L. Izbrannoye: Nauka o kul'ture. — M.: ROSPEN, 2004.

8. Fliyer A.YA. Dinamka kul'tury kak sistemy samoidentifikatsii cheloveka i obshchestva // Fliyer A.YA. Ocherki teorii istoricheskoy dinamiki kul'tury. — M.: Soglasiye, 2012.

9. Fliyer A.YA. Ocherki teorii istoricheskoy dinamiki kul'tury. — M.: Soglasiye, 2012.

Прежде чем говорить о культуре как нормативном социальном поведении, необходимо отметить, что собственно «культурным» является именно нормативное поведение [3]. Нам оно известно более всего в форме обычаев, хотя, разумеется, одними обычаями оно не ограничивается. Обычай складывается стихийно и поддерживается авторитетом исторической традиции. Но наряду с обычаями наблюдается и церемониальный тип нормативного поведения, возникающий, как правило, не стихийно, а целенаправленно учреждаемый какими-то структурами власти и поддерживаемый не столько традициями, сколько установленными порядками совершения каких-то церемоний. Имеет место и получает все большее распространение и рациональное нормативное поведение, определяемое не традицией, а разумом человека как результат исторической эволюции обычая [9].

Следует отметить, что нормативное поведение не имеет прямого отношения к производственной деятельности, которая регулируется технологическими инструкциями по производству того или иного продукта и осуществлению соответствующей профессиональной практики. Нормативное социальное поведение регулирует не производственные, а в первую очередь бытовые взаимодействия людей и, естественно, специальными инструкциями не определяется. Впрочем, известно, что попытки создания таких нормативных инструкций имели место в СССР в 1960-е гг. («Моральный кодекс строителя коммунизма»), во Франции в годы Революции конца XVIII в. («Культ Разума»), что, однако, не имело серьезного социального успеха и существенного влияния на поведение людей не оказывало. Активной пропагандой нормативного поведения и образа жизни во все эпохи занимались религии всех вероисповеданий, что, в отличие от революционных кодексов, имело значительный социальный успех и заметно влияло на параметры образа жизни масс населения.

Нормативное социальное поведение человека в существенной мере ведет свое происхождение от биологических предков Homo sapiens, является непосредственным результатом эволюции социального поведения высших животных и наследует многие его черты, включая и многие животные инстинкты [4]. Разумеется, на собственно человеческой стадии развития социальное поведение прошло огромный путь усложнения и сущностных трансформаций, связанных с наличием у человека разума, преодолевающего животные инстинкты. Однако по своим основным системообразующим функциям нормативное поведение человека осталось более или менее аналогичным социальному поведению животных. Функционально это поведение решает задачи обеспечения конструктивных взаимоотношений и взаимодействий людей, а также успешных коммуникативных связей в коллективной жизни общества, предотвращения бытовых конфликтов и улаживания разногласий, придания действиям человека в группе социально адекватного и предсказуемого характера и т.п.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Культура как нормативное социальное поведение. Ученый совет. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: