Это необычное сочетание слов «культура» и «безопасность» стало восприниматься не сразу. Между тем данное сочетание имеет отечественное происхождение. Оно впервые появилось в отчетных материалах и технических заключениях Международной консультативной группы по ядерной безопасности при генеральном директоре МАГАТЭ, подготовленных после аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.
Уже тогда пришло осознание того, что на производстве все определяется совокупной деятельностью людей, у которых свои представления о том, как надо соблюдать те или иные предписанные для них требования. Эти представления, в свою очередь, определяются внутренней культурой каждого человека, которая неизбежно переносится на деятельность в области безопасности. Это значит, что без приемлемой культуры безопасности, без ее развития не может проявить себя должным образом даже самая современная техника, управленческие технологии будут носить формальный характер, а у исполнительского персонала проявляться неудовлетворенность от результатов их попыток способствовать улучшению безопасности.
В 1993 г. Консультативный комитет по безопасности ядерных установок Исполнительного органа в области здоровья и безопасности Великобритании (HSE’s Advisory Committee on the Safety of Nuclear Installations) воспроизвел одно из определений культуры безопасности:
«Культура безопасности организации есть результат индивидуальных и групповых ценностей, восприятий, способностей и моделей поведения, которые определяются обязательствами, стилем и способностями менеджмента по здоровью и безопасности в организации. Организации с позитивной культурой безопасности характеризуются обменами информацией, основанными на взаимном доверии, принятыми восприятиями важности безопасности, а также на предполагаемом доверии к эффективности предупредительных мер».
Роль культуры безопасности в ядерной энергетике вскоре была оценена и применительно к железнодорожному транспорту. Одними из первых это осознали и в последующем добились наибольшего успеха (по мнению не только отечественных, но и зарубежных специалистов) железные дороги Великобритании. Как это часто бывает, поводом для использования новых подходов к развитию безопасности движения послужил ряд крупных железнодорожных транспортных происшествий с человеческими жертвами. Рассматривавший причины этих происшествий Шэрон Кларк, профессор факультета менеджмента Манчестерского университета, подтвердил ранее сделанный вывод о том, что глубинным основанием для этих причин послужила «недостаточная культура безопасности». В аннотации к своей статье, посвященной их изучению, автор пишет: