Московская художница Ира Куб — серьезный и состоявшийся автор. Раз за разом она стремится открыть для себя универсальные эстетические категории, проникнуть в скрытые механизмы, непрерывно управляющие творчеством. Ее художественный метод весьма непрост в своей образно-пластической специфике. Парадоксальный монтаж кубистических структур, внешне копирующих то или иное популярное и хрестоматийное произведение живописи, позволяет добиться самого непосредственного соседства фигуратива и абстракции. Ира легко переходит от реального объекта к геометрическим проекциям. Это редкий случай, когда конкретное и абстрактное не противопоставлены друг другу: беспредметное проявляется в предметном и наоборот.
«Живописью я занимаюсь давно. Много училась в мастерских профессиональных художников-педагогов. Постепенно ушла от реализма и импрессионизма в абстракцию, привнеся в нее детскую любовь к игре в кубики, — рассказывает Ира. — Идея рисования кубиками родилась из долгих поисков своего стиля. Для меня кубики — идеальный элемент, универсальный строительный материал, из которого можно создавать удивительные и неожиданные вещи. Мои работы — это прежде всего оммаж великим мастерам живописи. Я хочу, чтобы зритель увидел знакомые образы, вспомнил, переосмыслил полотна классиков и полюбил их с новой силой».
Работы Иры Куб, безусловно, требуют некоего внутреннего усилия, интерактивной работы мысли и эмоций. Для углубленного проникновения в образы, созданные художницей, необходима своего рода «дешифровка». Каждая композиция словно разделена на две ипостаси: одна из них — геометризированный фон, состоящий из мозаики ярких контрастных кубов, другая — конкретное фигуративное изображение предмета, человека, сюжета. Ира оставляет этому изображению, выявленному, пойманному глазом в хаосе геометрического паттерна, всего лишь одно, но весьма существенное свойство: способность вызвать эмоциональную реакцию, которая в зависимости от культурного потенциала и уровня воображения зрителя может быть развернута и во взаимодействие, и в оценку. Стоит ли говорить, что диапазон вариантов соотношений в таком процессе сотворчества стремится к бесконечности.