26 ноября состоялось совместное заседание Комитета ТПП России по вопросам экономической интеграции и ВЭД, Совета ТПП России по таможенной политике и Комитета РСПП по интеграции, торговотаможенной политике и ВТО, тема которого была обозначена так: «Место России в Doing Business: возможности роста, негативные факторы и пути их устранения». Постановка этого вопроса стала продолжением обсуждения на заседании Общественного совета при Федеральной таможенной службе методики, по которой формируются оценки деятельности ФТС России Всемирным банком при составлении рейтинга Doing Business. С информацией на эту тему выступал Руслан Давыдов, первый заместитель руководителя ФТС России, ответственный секретарь Общественного совета. Он отметил, что задача, поставленная Президентом РФ в майском указе, о вхождении страны в первую двадцатку рейтинга ВБ Doing Business, остается в силе, хотя срок и передвинут с 2020 г. на 2024-й. Однако Всемирный банк в своих оценках не учитывает улучшения таможенного администрирования, которого удалось добиться в ходе реформирования системы таможенных органов. Поэтому существенно продвинуться в рейтинге Doing Business — 2020 России не удалось. В целом РФ заняла 28-е место, поднявшись с 31-го, но по показателю «международная торговля», который включает в себя таможенные и иные административные процедуры, связанные с экспортно-импортными операциями, позиция осталась прежней — 99-е место. По итогам обсуждения члены совета, представляющие бизнес-сообщество, выступили с инициативой проведения своего независимого опроса по методике ВБ с тем, чтобы получить объективную картину. Было принято решение под эгидой «Большой четверки» (РСПП, «Деловая Россия», ТПП России и «Опора России») провести анкетирование участников тех рынков, на основании которых делает выводы Всемирный банк, а также выявить реальные факторы, тормозящие улучшение таможенного администрирования.
В рамках реализации этой инициативы и было проведено совместное заседание трех общественных структур. Вначале Андрей Спартак, председатель Комитета ТПП России по вопросам экономической интеграции и ВЭД, представил участникам встречи анализ позиций России в различных международных рейтингах, который свидетельствует о том, что, за исключением Всемирного банка, остальные рейтинговые агентства изменения к лучшему в РФ видят и учитывают. Поэтому в отношении методики ВБ придется поработать отдельно. «Хотя с международными рейтингами не просто работать, потому что большинство из них опираются не на объективные экономические показатели, а в значительной части на интервью с участниками исследуемых процессов», — пояснил Андрей Спартак. Павел Исаев, ответственный секретарь Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО, добавил: «Когда мы проанализировали методологию Всемирного банка, выяснилось, что заполнить анкету участнику ВЭД достаточно сложно: неясные формулировки вопросов и неточный перевод порой не позволяют даже понять, о чем спрашивают». Георгий Петров, председатель Совета ТПП России по таможенной политике, напомнил, что оценки в рейтинге ВБ формируются на основе расчета временных и финансовых затрат участников ВЭД только по двум городам (Москва и СанктПетербург) и только по двум товарным группам: экспорт черных металлов в Италию и импорт автокомпонентов, которые осуществляются большей частью через морской порт Санкт-Петербурга. Поэтому важно иметь точные сведения о том, что сегодня там происходит. На этот вопрос ответил Дмитрий Морозов, председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры Ассоциации морских торговых портов России. По его словам, за те два года, в течение которых Руслан Давыдов занимается темой Doing Business, в морском порту Санкт-Петербурга все процессы настолько отстроены, что этот опыт можно приводить другим странам в качестве успешного примера.