По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Крым, Косово, Кипр: общее и особенное (историческая ретроспектива по материалам ООН)

Л. Гришаева профессор исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д-р ист. наук. Е-mail: felixg@netbynet.ru.

Выявлено общее и особенное между Крымом, Косово и Кипром, стремившихся к получению независимости (автономии) в период распада крупных держав (империй). Рассматривается проблема несовместимости основных принципов международного права: «права наций на самоопределение» и «территориальной целостности государства». Остро ставится вопрос о том, почему одни из вновь выделившихся государственных образований были признаны мировым сообществом в рамках ООН, а другие — нет. Доказано, что основа преодоления кризисных ситуаций — это недопустимость использования военных методов для их разрешения, а достижение политических договоренностей исключительно на основе консенсуса.

Литература:

1. Ленин В. И. ПСС. Т. 32. С. 87.

2. Винокуров В. И. «Крымская весна» и переформатирование международных отношений // Дипломатическая служба. — 2017. — № 4. — С. 12–17.

3. Доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира (доклад Брахими) № A / 55 / 305 // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.doc.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

4. Резолюции Совета Безопасности ООН 1964 года // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un. org / ru / sc / documents / resolutions / 1964.shtml — Дата обращения: 09.04.2018 г.

5. Россия заблокировала резолюцию ООН по Кипру // РБК, 22.04.2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.rbc.ru / politics / 22 / 04 / 2004 / 5703b61a9a7947783a5a5582 — Дата обращения: 09.04.2018 г.

6. Россия заблокировала резолюцию ООН по Кипру // Информационное агентство «РБК» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru / politics / 22 / 04 / 2004 / 5703b61a9a7947783a5a5 582 — Дата обращения: 09.04.2018 г.

7. Путин выступил за решение проблемы Кипра на основе резолюций СБ ООН // Известия. 03.10.2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: / www. / iz.ru / newspaper / no185-3-oktiabria2017-goda — Дата обращения: 09.04.2018 г.

8. Лавров: основой кипрского урегулирования должна стать резолюция СБ ООН // ТАСС, 02.12.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tass.ru / politika / 2491267 — Дата обращения: 09.04.2018 г.

9. Режим доступа: www.tass.ru / politika / 2491267 — Дата обращения: 09.04.2018 г.

10. Режим доступа: www.un.org / ru / sc / documents / resolutions / 2017.shtml — Дата обращения: 09.04.2018 г.

11. ООН. Резолюция Совета Безопасности 1244 (1999). Док. S / 1999 / 779 // Официальный сайт МИД России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mid.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

12. ООН. Доклад «тройки» представителей ЕС, США и РФ по Косово от 04.12.2007 г. Док. S / 2007 / 723 // Официальный сайт МИД России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mid.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

13. Выступление постоянного представителя РФ при ООН В. Чуркина. 12.03.2008 г. Доклад МИД РФ. — М., 2008 // Официальный сайт МИД России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mid.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

14. Заявление МИД РФ по Косово 17.02.2008 г. Доклад МИД РФ. — М., 2008 // Официальный сайт МИД России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mid.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

15. ООН. Резолюция Совета Безопасности. Док. S / 2008 / 89 // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.doc.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

16. Официальный сайт МИД России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mid.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

17. Будапештский меморандум 1994 г. Полный текст на русском языке // Introvertum.com. 18.01.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://introvertum.com / budapeshtskiymemorandum-1994-goda-polnyiy-tekst-na-russkom-yazyike / — Дата обращения: 09.04.2018 г.

18. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.kremlin.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

19. Заявление МИД России от 25 марта 2014 г. // Официальный сайт МИД России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mid.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

20. Информационное агентство «Росбалт». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rosbalt.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

21. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A / RES / 68 / 262. 17.03.2014 г. // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

22. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 27.03.2014 г. A / RES / 68 / 262 // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

23. Интервью главы МИД РФ С. В. Лаврова. 11.09.2014 г. // ИТАРТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mid.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

24. Обращение президента России В. В. Путина. 18.03.2014 г. // Режим доступа: www.kremlin.ru — Дата обращения: 09.04.2018 г.

Долог путь поучений, краток и успешен путь примеров.

Longum iter per praecepta, breve et effi cax per exempla.

В условиях стремительно меняющегося мироустройства особенно важно выявить общее и особенное между Крымом, Косово и Кипром, добивавшихся получения независимости (автономии) в период распада крупных держав (империй). Для этого необходимо, прежде всего, рассмотреть проблему несовместимости принципов международного права: «права наций на самоопределение» и «территориальной целостности государства». В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о том, почему одни из вновь выделившихся государственных образований были признаны мировым сообществом в рамках ООН, а другие — нет. Ясно, что основа преодоления кризисных ситуаций — это недопустимость использования военных методов для их разрешения, а стремление к достижению политических договоренностей исключительно на основе консенсуса. Пути принятия взаимоприемлемых решений по урегулированию конфликтных ситуаций сложны и неоднозначны.

Современная российская политическая элита до сих пор внятно и отчетливо не осмыслила проблему крушения империй. А поэтому к концу ХХ и началу XXI вв. она оказалась интеллектуально и нравственно неподготовленной к той разрушительной энергии, которая выделяется при распаде многонациональных конгломератов. Международная ситуация в Европе после двух мировых войн резко изменила расклад мировых сил, а распад крупнейших европейских империй вызвал формирование новых «осколочных» государств по национально-этническому принципу. Этот принцип сегодня вполне доказал свою историческую несостоятельность, поскольку формирование государств, исходя из фактического закрепления привилегий за определенными нациями и этносами в ущерб другим (неравенство наций), входит в явное противоречие с принципами современного мироустройства, а именно с теми, на которых формируется гражданское общество с развитой демократией. Он способствует углублению социального и правового неравенства в обществе и идет вразрез с основными тенденциями развития интеграционных и миграционных процессов. Архаичный и порочный принцип права наций на самоопределение разжигает националистические настроения, обостряет межнациональные конфликты и порождает расовую ненависть. Этот неоднозначный, по сути, принцип представляет собой рудимент мировой системы вековой давности. В результате принцип права наций на самоопределение вступает в противоречие с другими принципами международного права и до сих пор служит основой для постоянных региональных международных конфликтов.

Для Цитирования:
Л. Гришаева, Крым, Косово, Кипр: общее и особенное (историческая ретроспектива по материалам ООН). Дипломатическая служба. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: