Так, весной рынок столкнулся с проблемой: перевозчиков катастрофически не хватало в связи с закрытием границ и перебоями в авиа- и морском сообщении, а спрос на перевозки FMCG-товаров и медицинских средств защиты был огромен. При этом некоторых перевозчиков посадили на карантин или просто уволили.
В этих условиях и грузовладельцы, и автоперевозчики перешли в онлайн.
Это сыграло на руку цифровым сервисам, которые помогают перевозчикам найти грузы на оптимальных для них условиях. Так, за 3 месяца с марта по май через наш сервис Fura.ru было совершено 3013 перевозок, а с октября по декабрь уже 11 379 перевозок.
Впрочем, к лету рынок стабилизировался, и сильно сместился в сторону доминирования спроса. В таких условиях перевозчикам стало еще сложнее: цены на топливо увеличиваются, стоимость проезда по платным дорогам растет, а дороги не улучшаются, что приводит к быстрому износу техники. А если учесть неоптимальную заполненность фур, то картина получается совсем удручающей — маржинальность бизнеса грузоперевозок падает, хотя сам рынок имеет тенденцию к росту. В нетипичном 2020 г., правда, по данным Росстата, автоперевозки сократились на 5,6%, что вполне объяснимо. По оценке агентства InfraOne Research, в России потери транспортной индустрии достигли 230 млрд руб. лишь по итогам первого квартала 2020 г. В целом же, количество грузов, перевозимых автотранспортом, увеличивается.
В этих условиях — высокой конкуренции и насыщенности рынка — перевозчики стараются оптимизировать свой бизнес. Например, многие дальнобойщики используют навигатор Fura, который позволяет не только оптимально построить маршрут, с учетом всех локаций системы «Платон», рекреационных зон и заправок, и полностью загрузить машину при передвижении из точки А в точку Б.
Кроме того, чем больше профессионалов пользуется нашей системой, тем “умнее” она становится. Дальнобойщики используют наше приложение как карту/навигатор. Стоят маршруты и смотрят актуальные POI. Мы анализируем системность их маршрутов, понимаем по каким направлениям они ездят регулярно, куда они едут сейчас и где будут через 1–2 дня. У каждого дальнобойщика обычно 3–4 регулярных направления в зависимости от сезона. Эти данные можно использовать, чтобы узнать, какие грузы хочет дальнобойщик и как он предпочитает вести свой бизнес. Доступ к этим данным и прямая связь с 10 % рынка водителей большегрузов, безусловно, является нашим преимуществом.