В любом случае первое правило для тех, кто может остаться без работы в кризис или уже остался без нее: страдать. Сесть дома и хорошенько, по плану, по расписанию пострадать. Рефлексия — лежать на кровати и ничего не делать — жаловаться друзьям и выпивать минимум бутылку вина за вечер — посылать неочевидным матом оптимистичных бизнес-тренеров и прочих Гандапасов. Можно еще поругать власть и ужаснуться количеству заболевших «короной». На этом — все. Первый этап закончен.
Если твоя профессия в общем и твоя должность в частности оказались невостребованными в одном месте, это совершенно не означает, что они окажутся невостребованными в другом. Такие профессии, как повар, медсестра, администратор, ивент-менеджер, секретарь, фитнестренер, очень не скоро уйдут в небытие. Если вообще уйдут. Но еще лет десять у вас точно есть. Никакой удаленный доступ не проверит, правильно ли ты поставил ногу в приседе, чтобы напрягалась нужная мышца. Никакой робот Да Винчи не сможет заменить опытную медсестру и никакие видеопраздники, свадьбы по вотсапу и дни рождения в Zoom не заменят живых, неожиданных праздников с подвыпившим батей и профессиональными ведущими/аниматорами.
ЕСЛИ ТВОЯ ПРОФЕССИЯ В ОБЩЕМ И ТВОЯ ДОЛЖНОСТЬ В ЧАСТНОСТИ ОКАЗАЛИСЬ НЕВОСТРЕБОВАННЫМИ В ОДНОМ МЕСТЕ, ЭТО СОВЕРШЕННО НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОНИ ОКАЖУТСЯ НЕВОСТРЕБОВАННЫМИ В ДРУГОМ.
Дальше нужно сесть и перечислить на бумаге все то, чем вы можете зарабатывать себе на жизнь. Психологи любят давать такое задание тем, кто не уверен в своем профессиональном будущем. Нужно перечислить минимум 50 дел, которые вы можете выполнять за деньги. Сначала это будут профессиональные компетенции и прилегающие к ним территории. Потом хобби, таланты, подработки и любимые дела, которые у вас неплохо получаются. И самый последний, но самый сложный участок работы — когда ты ничего не можешь вспомнить, а вынужден добивать до нужной полусотни. Вот здесь и начнут вылезать подростковые и забытые мечты, банальные помощь по хозяйству и выгул собак. Итог-минимум: вы успокоитесь и поймете, что всегда и при любых обстоятельствах найдете, чем себя прокормить. Итог-максимум: рискнете и подумаете о том, чтобы искать работу в другом направлении. Важно понять, что работа — это не название должности, а определенный набор навыков. Ивент-менеджер — это отличный организатор и креативщик. Медсестра — это знание азов медицины и умелые руки. Секретарь — это многозадачность и обязательность. Эти навыки могут пригодиться и стать основными на другой работе и даже в другой профессии.