— Николай Владимирович, вы возглавляете академический университет, а это всегда — особый тип вуза. На сайте ГАУГН отмечено, что «по количеству привлеченных к преподаванию академиков РАН, членов-корреспондентов РАН, докторов и кандидатов наук ГАУГН не имеет аналогов в системе гуманитарного образования России». Как в университете сформировалась такая уникальная ситуация? И как она повлияла на образовательный процесс, внутреннюю культуру?
— Университет создавался в начале 1990-х годов на базе гуманитарных институтов Российской академии наук — Институтов всеобщей истории, философии, социологии, психологии, Центрального экономико-математического института. В тот период эти организации испытывали острый кадровый голод: молодежь неохотно шла в науку, а те, кто все же приходили работать в институты, были недостаточно качественно подготовлены. Для решения этой проблемы был создан Государственный академический университет гуманитарных наук.
К преподаванию в новом университете приглашали действующих научных сотрудников институтов РАН. Среди них были ученые, которые работали в высшем образовании, и были те, кто занимался исключительно наукой и до этого никак не был связан с преподаванием в вузах. Часто один и тот же курс вели разные исследователи, и каждый читал свою узкоспециализированную тему. Так студенты получали на лекциях знания, которые только появлялись в науке, узнавали о новейших открытиях и актуальных наработках в истории, философии, политической науке, экономике.
Со временем в университете сформировалась своя особая академическая культура. Мы ориентируем студентов на то, чтобы в период учебы они познакомились с исследовательской деятельностью и по возможности прикрепились к одному из научных центров базового для своего факультета академического института.
Часть занятий проходит в стенах научных институтов, где студенты с первого курса погружаются в академическую среду. Многие довольно быстро выбирают для себя научную специализацию и выходят из стен университета с пониманием того, что такое наука.