По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Критическое мышление как ключевая компетенция в подготовке конкурентоспособного специалиста

Н.В. Лебедева д-р пед. наук, профессор, кафедра психологии и педагогической антропологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», г. Москва

Современный рынок труда предъявляет высокие требования к уровню компетенций специалистов, среди которых критическое мышление занимает ключевую позицию. В статье представлены ответы на вопросы: зачем формировать и развивать у студентов критическое мышление; как организовать образовательный процесс в вузе, чтобы осуществить подготовку конкурентоспособного выпускника.

Литература:

1. Котова Н.С., Гельпей Е.А., Котов Г.С. Критическое мышление как необходимая компетенция в подготовке современных управленческих кадров // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2019. — № 4.

2. Лебедева Н.В. Диверсификация моделей обучения специалистов социальной сферы в условиях дополнительного профессионального образования на основе андрагогического подхода: дис. д-ра пед. наук. — Ульяновск, 2018. — 532 с.

3. Мамлеева А.Ф. Критическое мышление как фактор повышения конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. — 2018. — Т. 9, № 4. — С. 96–107.

4. Туласынова Н.Ю. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. канд. пед. наук. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2010.

5. Bloom B. Taxonomy of educational objectives. The classification of educational goals. — New York Longman, 1956.

Стремительное преобразование всех сфер жизнедеятельности человека, тотальная цифровизация, быстро устаревающий объем информации, инновации, изменяющие окружающую среду, диктуют необходимость трансформации мышления каждого, кто взаимодействует с этой средой. Как и каким образом осуществлять данные изменения?

Бесспорно, система образования занимает ключевые позиции в решении вопросов формирования компетенций современного специалиста, развития интеллектуального потенциала страны. Современное образование должно соответствовать требованиям глобальной конкуренции, задачам консолидации общества, социальным запросам населения.

В свете требований перед российскими вузами ставятся задачи подготовки высококвалифицированных кадров. Для решения данных задач необходимо развивать у студентов универсальные надпредметные качества. Для подготовки современного специалиста нужно заменять систему усвоения знаний на культуру поиска и обновления.

Сегодня в вузовской подготовке у обучающихся должны формироваться навыки решения проблем, умение работать с информацией в стремительно меняющемся мире, навыки самообучения и образования в течение всей жизни. В связи с этим актуализируются вопросы развития критического мышления, о чем и свидетельствует наличие во ФГОС 3++ универсальной компетенции «УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применить системный подход для решения поставленных задач».

Так что же такое критическое мышление? Прежде всего остановимся на двух подходах к рассмотрению данного понятия: философском и когнитивно-психологическом.

Философский подход традиционно сложился начиная с сочинений Сократа, Платона, Аристотеля, а в современной традиции — Мэтью Липмана и Ричарда Пола. В центре данного подхода — гипотетический критический мыслитель с определенным набором характеристик, но при этом в нем отсутствует модель поведения или действий, которые способен выполнять критический мыслитель. В результате философский подход предлагает идеального критического мыслителя в идеальных обстоятельствах.

Для Цитирования:
Н.В. Лебедева, Критическое мышление как ключевая компетенция в подготовке конкурентоспособного специалиста. Управление качеством. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: