Стремительное преобразование всех сфер жизнедеятельности человека, тотальная цифровизация, быстро устаревающий объем информации, инновации, изменяющие окружающую среду, диктуют необходимость трансформации мышления каждого, кто взаимодействует с этой средой. Как и каким образом осуществлять данные изменения?
Бесспорно, система образования занимает ключевые позиции в решении вопросов формирования компетенций современного специалиста, развития интеллектуального потенциала страны. Современное образование должно соответствовать требованиям глобальной конкуренции, задачам консолидации общества, социальным запросам населения.
В свете требований перед российскими вузами ставятся задачи подготовки высококвалифицированных кадров. Для решения данных задач необходимо развивать у студентов универсальные надпредметные качества. Для подготовки современного специалиста нужно заменять систему усвоения знаний на культуру поиска и обновления.
Сегодня в вузовской подготовке у обучающихся должны формироваться навыки решения проблем, умение работать с информацией в стремительно меняющемся мире, навыки самообучения и образования в течение всей жизни. В связи с этим актуализируются вопросы развития критического мышления, о чем и свидетельствует наличие во ФГОС 3++ универсальной компетенции «УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применить системный подход для решения поставленных задач».
Так что же такое критическое мышление? Прежде всего остановимся на двух подходах к рассмотрению данного понятия: философском и когнитивно-психологическом.
Философский подход традиционно сложился начиная с сочинений Сократа, Платона, Аристотеля, а в современной традиции — Мэтью Липмана и Ричарда Пола. В центре данного подхода — гипотетический критический мыслитель с определенным набором характеристик, но при этом в нем отсутствует модель поведения или действий, которые способен выполнять критический мыслитель. В результате философский подход предлагает идеального критического мыслителя в идеальных обстоятельствах.