Зеленые закупки относятся к покупке товаров и услуг, которые оказывают минимальное неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Полномочия в области государственных закупок могут быть важным фактором экологически безопасных закупок. Действительно, государство обладает возможностью регулятора в области зеленых закупок, создавая новые положения в нормативно-правовой базе и используя зеленые рынки посредством значительных аспектов государственных закупок. В результате мы можем ожидать, что зеленые государственные закупки потенциально сыграют роль в изменении неустойчивых моделей потребления и производства.
Цель исследования: оценка подходов к осуществлению государственных зеленых закупок в контексте российского и зарубежного опыта.
Задачи исследования: оценка актуальности данного рода закупок на современном этапе; анализ секторов для применения государственных зеленых закупок; критический анализ основных мировых практик в зеленых закупках; оценка основных международных проектов с участием России в зеленых закупках.
Материалы, методы и условия проведения исследования. Проблемными вопросами в рамках теоретических и практических положений в отношении государственных зеленых закупок занимались О. Анчишкина, Ю. Грачева, Р. Исмаилов, Е. Кузнецова, А. Птичников, Е. Хмелев [4], А.С. Валеева [5], Д.А. Казанцев [6] и др.; участие субъектов малого предпринимательства в данного рода закупках исследовалось О.В. Кожевиной [7]. Рассмотрение теоретических подходов связано в первую очередь с оценкой законодательных актов и постановлений Правительства РФ [1–3].
Зеленые государственные закупки определяются в сообщении Европейской комиссии как «процесс, посредством которого государственные органы стремятся закупать товары, услуги и работы с меньшим воздействием на окружающую среду на протяжении всего их жизненного цикла по сравнению с товарами, услугами и работами с той же основной функцией, которые в противном случае были бы закуплены» [9]. Центральная идея, подчеркнутая в определении, заключается в том, что зеленые закупки выступают инструментом политики, ориентированной на спрос, для достижения желаемых экологических результатов и продвижения экологически чистых услуг и продуктов с использованием государственных закупок. Основные достоинства заключаются в способности быть «пусковым механизмом рынка», то есть в расширении рынка экологически чистых товаров и услуг.