По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.333

Критерии оптимизации тягового электропривода локомотива

Шульга Р.Н. канд. техн. наук, ВЭИ — филиал ФГУП «РФЯЦ — ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва

Приведены схемы замещения и основные соотношения тягового электропривода (ТЭП) локомотива с асинхронным двигателем (АД) и синхронным двигателем с постоянными магнитами (СДПМ) в установившихся и динамических режимах. Описаны математические модели и системы управления ТЭП с учетом проскальзывания и сцепления колес. Рекомендуются критерии оптимизации ТЭП тепловоза и электровоза, которые минимизируют гармоники тока, потребляемого инвертором, и повышают энергоэффективность локомотива.

Литература:

1. Depenbrock М. Direct Self-Control (DSC) of Inverter-Fed Induction Machine // IEEE Transactions on Power Electronics. — 1988. — Vol. 3. — No 4. — P. 420–429.

2. Depenbrock М. Direct Self-Control of The Flux and Rotary Moment of a Rotary-Field Machine: pat of United States No. 4678248, filed 18.10.1985, date of patent 7.07.1987. — P. 14.

3. A new quick-response and high-efficiency control strategy of an induction motor /I. Takahashi, T. Noguchi // IEEE Transactions on industry applications. — 1986. — Vol. 1A-22. — No. 5. — P. 820–827.

4. Review of Direct torque control methods for voltage source inverter-fed induction motors/ G. Buja, M. P. Kazmierkowski // IEEE Industrial electronics society: proceedings of the 29th annual conference of the IEEE. Warsaw, 2003. — Vol. 1. — P. 981–991.

5. Шульга Р.Н., Ярец В.В., Лабутин А.А. Тяговые электродвигатели (ТЭД). Ч1. Критерии оптимизации. — Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. — 2024. — № 7.

6. Шульга Р.Н., Ярец В.В., Лабутин А.А. Тяговые электродвигатели (ТЭД). Ч2. Расчетные характеристики и стоимость жизненного цикла. — В редакции журнала «Электрооборудование: эксплуатация и ремонт».

7. Шульга Р.Н., Ярец В.В., Лабутин А.А. Тяговые электродвигатели (ТЭД). Ч3. Методика оценки стоимости локомотива и электродвигателя. — В редакции журнала «Электрооборудование: эксплуатация и ремонт».

8. Шульга Р.Н. Критерии оптимизации алгоритмов управления тягового электропривода. — «Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации» №2, 2025,.

9. Анучин А.С. Системы управления электроприводов. — М.: Академия, 2015. — 371 с.

10. Векторное управление для асинхронного привода. — URL: /habr.com

11. Тарасов А.М. Управление асинхронным тяговым электродвигателем тележки локомотива в предельных по сцеплению режимах движения. Канд. дис. Брянский ГТУ. — 2017. — 135 с.

12. Воронин П.А. Системы управления частотно-регулируемым асинхронным электроприводом: метод. указ. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ,2011. — 51 с.

13. Фираго Б.И. Регулируемые электроприводы переменного тока. — Минск: Техноперспектива, 2006. — 363 с.

14. Гаврилов Р.С., Мустафаев Ю.Н. Управление синхронной машиной с постоянными магнитами. Уч. пос. Балт. ГТУ. — СПб., 2019. — 78 с.

15. Григорьев А.В. Обзор вариантов прямого управления моментов асинхронного двигателя // Вестник Куз. ГТУ. — 2012. — № 2. — С. 53–58.

16. Аван-проект «Разработка ТЭД-220 для маневровых локомотивов». Пояснительная записка по расчетам конструкции и параметрам. — ВЭИ, 19.02.2023. — 47 с.

Тяговый электропривод (ТЭП) локомотивов значительно совершенствуется в связи с повышением уровня и скорости электродвижения, а также изменением схемотехники привода и необходимостью повышения энергоэффективности. Зарубежная оптимизация алгоритмов управления ТЭП, реализованная в 1980-х годах и отраженная в [1–4], становится общепринятой и необходимой для реализации в отечественных специфичных условиях. Эти условия предъявляют более жесткие требования к надежности, стоимости и энергоэффективности ТЭП сравнительно с зарубежными решениями из-за повышенной дальности пробега и более суровых климатических условиях. Наибольшие подвижки связаны с переходом от коллекторного привода к асинхронному приводу на основе асинхронного двигателя (АД), который реализует более совершенные алгоритмы электродвижения. В свою очередь, наряду с АД еще более совершенными становятся привода с синхронными двигателями с постоянными магнитами (СДПМ).

Цель статьи состоит в анализе характеристик АД и СДПМ и выработке критериев оптимизации ТЭП маневрового тепловоза и электровоза.

Установившемуся режиму работы АД соответствует T-образная схема замещения АД, изображенная на рис. 1, где Iμ — ток намагничивания двигателя; I1, I2’ — ток статора и приведенный ток ротора; ψ1, ψ2’ — потокосцепление статора и приведенное потокосцепление ротора; U1 — фазное напряжение статора; R1, R2’ — активное сопротивление статора и приведенное сопротивление ротора; L1, L2’ — индуктивность рассеивания статора и приведенная индуктивность ротора; Lμ — индуктивность намагничивающего контура.

Схема замещения фазы АД используется для анализа его статических характеристик. Наиболее рациональным способом плавного регулирования угловой скорости является частотное регулирование (ЧР), которое базируется на линейной зависимости угловой скорости магнитного поля статора от частоты ω0 напряжения питания:

где рn — число пар полюсов фазы двигателя.

Для Цитирования:
Шульга Р.Н., Критерии оптимизации тягового электропривода локомотива. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: