Цель исследования: определение при помощи метода анонимного анкетирования (фармакоэпидемиологический срез знаний) в динамике знаний студентов старших курсов медицинского университета г. Белгорода о критериях окончания антимикробной терапии при пневмонии.
Данная работа проведена в рамках многоцентрового исследования KNOCAP (полное название проекта — The assessment of physicians’ knowledge of community-acquired pneumonia basics, сроки проведения 1 этапа: 2015–2017 гг.; 2 этапа: 2017– 2019 гг.) [1–3]. В анкетировании приняли участие 176 студентов-старшекурсников (специальность «Лечебное дело» и «Педиатрия») из г. Белгорода. Сбор материала проводился в 2 этапа: 1 этап в 2015–2017 гг., в нем приняли участие 83 студента; 2 этап в 2017–2019 гг., в нем приняли участие 93 студента. Для анкетирования респондентов была разработана анкета на основании актуальных клинических рекомендаций, состоящая из 12 вопросов. В данной публикации авторы представляют результаты анализа ошибок в вопросе о критериях окончания антимикробной терапии при внебольничной пневмонии. Использованы методы описательной статистики и расчет критерия Хи-квадрат Пирсона.
На вопрос об основном критерии для окончания антимикробной терапии правильный ответ («стойкая нормализация температуры тела при положительной клинике») выбрали на 1 этапе исследования 24,1 % студентов, на 2 этапе — 40,9 % (p < 0,05). Основные ошибки: 43,4 % и 40,9 % (p > 0,05) опрошенных выбрали несоответствующий клиническим рекомендациям ответ: «рентгенологическая и лабораторная (лейкоцитоз, СОЭ) динамика»; 2,4 % и 14 % (p < 0,05) студентов для окончания антимикробной терапии указали положительные изменения при аускультации и перкуссии; 1,2 % и 5,4 % (p > 0,05) респондентов отметили сразу два варианта — «рентгенологическую и лабораторную динамику» и «положительные изменения при аускультации и перкуссии».
По результатам анкетирования были сделаны выводы о дефиците знаний студентов-старшекурсников в вопросе критериев окончания антимикробной терапии при внебольничной пневмонии. На основании полученных данных авторы считают, что необходимо увеличить количества академических часов для более подробного разбора тем, посвященных терапии заболеваний органов дыхания, что значимо улучшает знания будущих специалистов [3–4].