По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Критерии конкурентоспособности вузов

В.А. Зернов ректор Российского нового университета (РосНОУ)

Конкурентоспособность системы образования определяется, в первую очередь, конкурентоспособностью вузов, представляющих ту или иную страну. Успехи Советского Союза в развитии техники и технологий — СССР обладал более чем третью критических технологий всего мира — обусловлены прежде всего тем, что советская система образования, активно развивавшаяся на фундаменте Российской империи, была заточена на получение результатов мирового уровня. Советский Союз подготавливал прекрасных инженеров и специалистов в естественно-научных областях.

Если судить по показателям авторитетных мировых рейтингов, то отечественные вузы пока, к сожалению, не являются лидерами. Но если посмотреть интегральную характеристику, то университеты России попрежнему занимают ведущие позиции — третьи-четвёртые места, в зависимости от системы подсчётов. Это очень хороший показатель, но надо стремиться к тому, чтобы отечественная система образования в полной мере отвечала тем задачам, которые стоят перед экономикой нашей страны.

Изучая опыт СССР, можно констатировать, что образование было драйвером развития страны. Система образования полностью отвечала индустриальному типу экономики и почти в полной мере обеспечивала потребности Советского Союза в высококвалифицированных кадрах. Кстати, после распада страны многие отечественные учёные, прекрасно подготовленные специалисты уехали за рубеж. Автор статьи проходил собеседование в целом ряде ведущих мировых центров, в том числе в NASA. Успех на собеседовании был обеспечен уже тем, что ты сдал теорминимум по физике ведущим учёным мира — преподавателям советских вузов, а также участвовал в решении серьёзных технологических задач, требующих нестандартного мышления. Способность нестандартно решать задачи — это, наверное, и сейчас основное условие для развития экономики, поэтому в современной России осуществляются серьёзные проекты по развитию технологического и молодёжного предпринимательства, активизации научно-технической деятельности.

В конце 1990-х гг. прошлого столетия, готовясь к конференции, проводимой у Кутафина Олега Емельяновича, пришлось подсчитать вклад отечественной системы образования в развитие ведущих отраслей науки и техники в мире. Когда я стал считать, сколько же финансовых ресурсов понадобилось бы потратить странам Запада на подготовку тех специалистов, которые выехали работать в другие страны, то получилась огромная цифра — не менее 1,5 триллиона долларов. Спустя какоето время я поделился этой мыслью с Сергеем Петровичем Капицей. Он выразил сомнения, так как получилась невероятная сумма. Затем, заинтересовавшись темой, сам пересчитал.

Для Цитирования:
В.А. Зернов, Критерии конкурентоспособности вузов. Ректор ВУЗа. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: