По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.251.2

Критерии и индикаторы качества медицинской помощи

Р.Б. Сидорович врач общей практики, г. Мурманск, S_RB@yandex.ru

Обеспечение качества оказания медицинской помощи является одним из приоритетных направлений реформирования медицинской отрасли. Четкое определение критериев и индикаторов качества оказания медицинской помощи необходимо для проведения внешней и внутренней оценки оказываемых медицинских услуг. Министерством здравоохранения РФ подготовлен новый приказ, регламентирующий критерии оценки качества медицинской помощи, — приказ от 15.07.2016 № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Внедрение основных положений этого приказа в медицинских учреждениях, в повседневной работе врача общей практики — одна из важных задач медицины в нашей стране сегодня.

Литература:

1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 07.07.2015 № 422н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.07.2016 № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

3. Качала Л.И., Слабкий Г.Н. Контроль качества медицинской помощи на уровне учреждения здравоохранения // Управление здравоохранением. — 2016. — № 3. — С. 80–86.

4. Князев Е.Г., Таевский А.Б. Внутренний контроль качества и безопасности // Заместитель главного врача. — 2016. — № 9. — С. 57–64.

5. Посненкова О.М., Киселев А.Р., Попова Ю.В. Методология клинических индикаторов качества медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2013. — № 12. — С. 49–56.

6. Савельев В.Н., Виноградова Т.В., Дунаев С.М. Индикаторы оказания медицинской помощи // Медицинский альманах. — 2011. — № 1. — С. 32–46.

7. Юрьев А.С., Авксентьева М.В. Методические подходы к формированию актуальных индикаторов качества медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. — 2005. — № 8. — С. 46–51.

Качество медицинской помощи — совокупность множества характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. Качественная медицинская помощь означает, что в клинической практике в необходимом объеме, в нужное время, среди больных, кому они показаны, выполняются мероприятия, предусмотренные клиническими рекомендациями [3].

Качество медицинской помощи складывается из множества аспектов:

• адекватность (appropriateness);

• доступность (availability);

• преемственность и непрерывность (continuity);

• действенность (efficacy);

• результативность (effectiveness);

• безопасность (safety);

• своевременность (timeliness);

• удовлетворенность потребности и ожидания (satisfaction);

• стабильность процесса и результата (stability);

• постоянное совершенствование и улучшение (improvement) [5].

Индикатор качества помощи — ретроспективно измеряемый элемент оценки медицинской помощи, относительно которого имеются доказательства или признанное мнение, что его изменение связано с качеством помощи (например, доля больных с АД > 160/90 мм рт. ст., которым проведено повторное измерение АД в течение трех месяцев).

Стандарт качества медицинской помощи — степень соответствия индикатору или критерию оценки. Имеет очень малую степень свободы (например, минимум у 90% больных с АД > 160/90 мм рт. ст. должны быть проведены повторные измерения АД в течение трех месяцев).

Сознавая значимость адекватной оценки выполнения рекомендаций в развитых странах, в последние годы разработка рекомендаций стала сопровождаться разработкой индикаторов их выполнения [3].

Управление качеством начинается с оценки текущего состояния — экспертизы. Объект и методика экспертизы в значительной мере зависят от того, что и как развивается или модернизируется в системе. Основные методы оценки качества медицинской помощи включают статистический метод (например, анализ показателей государственной статистической отчетности), экспертную оценку (например, экспертизу карт стационарных больных) и реже социологический опрос населения (например, оценку удовлетворенности ожиданий пациентов).

Для Цитирования:
Р.Б. Сидорович, Критерии и индикаторы качества медицинской помощи. Справочник врача общей практики. 2016;11-12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: