Качество медицинской помощи — совокупность множества характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. Качественная медицинская помощь означает, что в клинической практике в необходимом объеме, в нужное время, среди больных, кому они показаны, выполняются мероприятия, предусмотренные клиническими рекомендациями [3].
Качество медицинской помощи складывается из множества аспектов:
• адекватность (appropriateness);
• доступность (availability);
• преемственность и непрерывность (continuity);
• действенность (efficacy);
• результативность (effectiveness);
• безопасность (safety);
• своевременность (timeliness);
• удовлетворенность потребности и ожидания (satisfaction);
• стабильность процесса и результата (stability);
• постоянное совершенствование и улучшение (improvement) [5].
Индикатор качества помощи — ретроспективно измеряемый элемент оценки медицинской помощи, относительно которого имеются доказательства или признанное мнение, что его изменение связано с качеством помощи (например, доля больных с АД > 160/90 мм рт. ст., которым проведено повторное измерение АД в течение трех месяцев).
Стандарт качества медицинской помощи — степень соответствия индикатору или критерию оценки. Имеет очень малую степень свободы (например, минимум у 90% больных с АД > 160/90 мм рт. ст. должны быть проведены повторные измерения АД в течение трех месяцев).
Сознавая значимость адекватной оценки выполнения рекомендаций в развитых странах, в последние годы разработка рекомендаций стала сопровождаться разработкой индикаторов их выполнения [3].
Управление качеством начинается с оценки текущего состояния — экспертизы. Объект и методика экспертизы в значительной мере зависят от того, что и как развивается или модернизируется в системе. Основные методы оценки качества медицинской помощи включают статистический метод (например, анализ показателей государственной статистической отчетности), экспертную оценку (например, экспертизу карт стационарных больных) и реже социологический опрос населения (например, оценку удовлетворенности ожиданий пациентов).