— Ваш научно-образовательный проект следит за состоянием Волги уже три года. У жителей Нижнего Новгорода есть общее представление, что у Волги не всё в порядке: сложная экология. Что на самом деле происходит?
— Наверное, я еще недостаточно долго занимаюсь Волгой, чтобы ответить на такие глобальные вопросы. Должен сказать, что еще три года назад мы, наверное, мало представляли себе то, что происходит в самой Волге и ее притоках. Сейчас знаем гораздо больше. В условиях той антропогенной нагрузки и количества промышленных предприятий, которые расположены по берегам реки, трудно ожидать кристальной чистоты воды и идеальной экологии. Но из чтений литературы и повседневных наблюдений мне кажется все-таки, что ситуация в последние годы несколько лучше, чем это было лет 20–30 назад. Это может быть связано с уменьшением объема промышленного производства и более высокой его культурой, а также другими факторами. Ситуация, на мой взгляд, не представляется ужасающей.
Я помню, в 2010 году было сильное цветение, но это было не настолько масштабно и критично, как у меня отложилось в памяти. Цветение — индикатор загрязнения вод.
— Давайте поговорим про экспедицию. Какие у нее цели и кто принимает в ней участие?
— Цели экспедиции — развитие новых методов изучения окружающей среды. Это, прежде всего, комплексные измерения. Это и исследования физических характеристик воды, гидрохимические исследования, и гидробиологические исследования. Это некий комплекс исследований, который, с нашей точки зрения, позволит лучше представить себе в общем состояние волжского массива.
— Как выглядит эта экспедиция?
— На практике это выглядит следующим образом: организуются периодические выходы. Задействовано судно Волжского государственного университета водного транспорта. Эта специализированная плавучая лаборатория создана в институте прикладной физики, она хорошо оборудована, с ее помощью можно измерять скорости течения и профили течения от поверхности до дна, скорости ветра, наблюдать состояние ветровых волн.