Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

Кредо мастера. Александр Чеглаков

А.С. Епишин кандидат искусствоведения, член Союза художников России, член АИС (Ассоциации искусствоведов)

Master’s Creed. Alexander Cheglakov

A.S. Epishin Ph.D. Candidate in Art History, Member of the Union of Artists of Russia, Member of AIS (Association of Art Critics)

Работы Александра Чеглакова привлекают внимание зрителя с первого взгляда: столь высоким мастерством обладает автор и столь свободно он использует традиционный набор приемов декоративного искусства. Кажется, что в этом таится некоторая опасность: техника может стать самоцелью и увлечь в неоправданное экспериментаторство. Однако с Чеглаковым такого не происходит — каждый новый объект становится отработкой определенного этапа, проверкой тех или иных приемов, идейно-смысловых находок.

Произведения Александра представляют собой выразительные экспрессивные композиции, состоящие из сложно структурированных элементов естественно состаренной древесины. Чаще всего материалом служат сухие вековые деревья. Благодаря особой технике и удивительной фантазии автора дерево получает заслуженную вторую жизнь в интерьере. Александр Чеглаков создал новое направление в декоративно-прикладном искусстве, синтезировав разноплановые материалы и гармонично совместив их друг с другом, в результате чего представил зрителю новый взгляд на произведения древесной алхимии.

«Для меня дерево тем лучше, чем оно хуже, — парадоксально замечает художник. — Чем дольше ель или дуб находятся на земле или в воде, тем бóльшую ценность они представляют с точки зрения структуры — естественного разлома ствола. Внутренние и внешние поверхности дерева после обработки поражают своей фактурой и красотой. Я обрабатываю поверхность по-разному: шлифую и покрываю воском или, наоборот, выделяю рифленую фактуру для объема, иногда состариваю, “уродую” топором или бензопилой, а после повторно браширую с помощью металлических щеток разной жесткости. Однако я знаю меру и стараюсь минимально вносить изменения в то, что сотворила природа».

Масштабные композиции, подсвечники, светильники, настенные панно рассчитаны на повседневность обращения, но вместе с тем требуют особой аранжировки и даже тяготеют к театрализованной ситуации. Некоторые формы отличаются экстравагантностью, нарочито демонстрируют свою необычность, расчет на исключительность показа. Многие арт-объекты взаимосвязаны с историческими и религиозными темами, которые дают возможность оригинально «озаглавить» работу. Например, композиция «Голгофа» изготовлена из фрагмента двухсотлетнего сухого дуба, который, если верить количеству колец на спиле, был свидетелем не только ожесточенных боев на линии обороны Москвы в 1941 году, но и отступления войск Наполеона. Древесный массив «Голгофы» венчает бронзовая фигура Иисуса, несущего крест, а свечи, расположенные на причудливо рельефной поверхности объекта, символизируют свет, который Спаситель оставил в душах людей. Работа впечатляет своим масштабом и сложностью исполнения, так что на ум невольно приходят строки духовной поэзии Михаила Ломоносова: «Господь спаситель мой свет. Кого я убоюся?»

Для Цитирования:
А.С. Епишин, Кредо мастера. Александр Чеглаков. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c. №3 2021. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала