По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Креативные технологии в образовании: генезис и современное состояние

Хангельдиева Ирина Георгиевна декан факультета «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве, профессор кафедры культурологии ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор Россия, 125040, г. Москва, Ленинградский просп., д. 17, E-mail: ikh2006@ya.ru

Креативные технологии — особый инструмент достижения сложных целей и решения непростых задач. Мировой бизнес продемонстрировал, что эти технологии «верой и правдой» служат ему уже не одно десятилетие. Бизнес остается верен им потому, что они обеспечивают ему успешность со времен Великой депрессии. Именно бизнес, попав в ситуацию тотального кризиса, изобрел эти технологии и обратил внимание на их безусловную продуктивность. Следом за бизнесом спустя некоторое время их стали использовать в своем арсенале наиболее известные мировые бизнес-школы, в чем есть бесспорная закономерность. Автор показывает, что креативные технологии не только развивают продуктивное мышление, но и становятся весьма нестандартными инструментами в активизации творческой деятельности, включая обучение.

Литература:

1. Богданова Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: Дис. канд. культурологии по специальности 24.00.01 — Теория и история культуры. — М., 2015. — 170 с.

2. Тоффлер О. Шок от будущего / Пер. с англ. — М.: Изд-во АСТ, 2002. — 557 с.

3. Финны обречены давить на клавиши // Независимая газета. — 28.01.2015.

4. Хангельдиева И.Г. Креативные технологии в образовании, или О том, как стать креатором. Опыт переосмысления. — М.: ИД Международного университета в Москве, 2015. — 122 с.

5. Хангельдиева И.Г., Богданова Е.М. Эдьютейнмент: от телевизионного формата до современных социальных и образовательных практик [Текст] // Культура и образование в современном обществе: стратегии развития и сохранения: Сб. науч. ст. по матер. всеросс. науч. конф. с междунар. участ. — Краснодар: ООО «Экоинвес». — С. 190–201.

6. Walldén S., Soronen A. Edutainment. From Television and Computers to Digital Television. May 2004. — URL: http://www.sis.uta.fi /infi m/infi m_2011/ julkaisut/hyper/b/fi tv03b.pdf.

В контексте современной культуры, динамичной и разнообразной, где царит избыток стилей поведения и образов жизни, чему во многом способствовало ускоренное развитие современных способов и каналов коммуникаций, молодое поколение стало более восприимчиво к формам, которые напоминают клиповое мышление, что обусловлено объективными причинами, детерминированными мозаичностью культурного контекста, в котором они существуют. В вузах же традиционное преподавание иногда превращается в рутинный, однообразный процесс, изо дня в день повторяющийся практически до мелочей и не приносящий удовлетворения основным субъектам.

На Западе появилось такое явление, как эдьютейнмент. Оно является производным от одного из популярнейших телевизионных форматов во всем мире, именуемого инфотейнментом [1]. Данная форма подачи информации появилась в 1980-х годах в США и стала широко применяться повсеместно, быстро адаптируясь к традициям, социальным практикам, культурам разных регионов и стран.

Инфотейнмент стал заметным социокультурным явлением и представляет собой результат интеграции: информации в ее эстетизированных формах репрезентации, инновационных средств массовых коммуникаций, возникших и укоренившихся на рубеже ХХ–ХХI веков, и различных элементов развлекательности как особой ценностной характеристики массовой культуры постиндустриального общества [4; 5]. Тотальное распространение телевидения как инновационного способа трансляции информации, приводящего, по меткому выражению Г. Маклюэна, к «расширению сознания», изменило дизайн социокультурных последствий, которые не обошли сферу образования.

В ХХ веке неоднократно поднимался вопрос о необходимости реформирования этой сферы, подчеркивалось, что она в основном представляет собой весьма консервативное начало. Возникло несколько тенденций, связанных с переосмыслением незыблемых основ европейского типа образования, которое многие годы было приоритетным и транслировалось в разные культуры и страны в неизменном виде классно-урочной системы. Можно сказать, что европейский тип образования в силу объективных причин до середины ХХ столетия держал в своих руках пальму первенства.

Для Цитирования:
Хангельдиева Ирина Георгиевна, Креативные технологии в образовании: генезис и современное состояние. Ученый совет. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: