Процесс глобализации культуры — неотъемлемая часть современной реальности, одна из ее основных социокультурных трансформаций. Одним из первых, кто описал процесс глобализации, был английский социолог Р. Робертсон, который в своей статье представил этот процесс как результат работы многочисленных сетей: социальных, экономических, политических и т.д. [26, c. 19–30]. Процесс глобализации делает границы культур размытыми, создавая так называемые «воображаемые сообщества» и «воображаемые миры» [19, c. 547]. Таким образом, по Робертсону, вся мировая культура превращается в единое социокультурное пространство, управляемое человеческим разумом [25]. Причем сам процесс глобализации современной культуры является неотвратимым и обусловлен необходимостью решения многочисленных проблем, непосредственно связанных с научно-техническим прогрессом [9, c. 83–84].
Также именно с научно-техническим прогрессом связано то, что в настоящее время стремительно увеличивается численность городского населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, численность городского населения в 2014 году составила 54% от общего мирового населения (по сравнению с 34% в 1960 году) [24] и продолжает неуклонно расти, а современные города превращаются в центры глобализации. И поэтому, говоря о глобальной культуре, мы в первую очередь имеем в виду именно городскую культуру.
Одним из негативных последствий глобализации культуры, на наш взгляд, является девальвация ценностей национальных культур, что приводит к ряду серьезных социокультурных проблем, которые в глобальном обществе часто превращаются в проблемы планетарного масштаба. Поиск путей решения данной проблемы, как ни странно, мы находим в работах одного из авторов ноосферной концепции — В.И. Вернадского, написанной в те годы, когда сама идея глобализации культуры могла быть воспринята только как фантастическая. В настоящее время если соотнести процесс глобализации с ноосферной концепцией, то совершенно очевидно, что глобализация в том числе является следствием процесса «полного заселения биосферы человеком», обусловленного возможностью «мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете» [5, c. 24].