Ответ прост. Для преступников выгода от свершенного преступления превышает риск. Строительную технику часто не оборудуют сигнализацией, за ней не следят должным образом и бросают под открытым небом, совершенно не заботясь об охране. При этом стоимость такой машины — десятки и сотни тысяч долларов. Экскаватор или дорожный каток нелегко спрятать, но зато их можно разобрать на запчасти, которые стоят немало. То есть, как ни крути, но для преступника кража спецтехники — это небольшой риск и большие дивиденды.
К сожалению, статистики краж строительной техники в России не существует. Приведем статистику других стран. Во-первых, стоит отметить, что чаще всего крадут технику, которая либо может свободно передвигаться сама, либо имеет относительно компактные размеры. Особой популярностью у воров на западе пользуются экскаваторы и компактные погрузчики (26%), самосвалы и грузовики (36%), вилочные погрузчики (14%) и компрессоры (11%).
Ежегодно в США крадут строительной техники на сумму более миллиарда долларов! И лишь 10 % находят и возвращают владельцам. Более чем на 1 млн евро пропадает строительной техники еженедельно в Великобритании.
И если кажется, что большинство подобных краж — это разовые акции воров-одиночек, то это ошибочное мнение. Этим бизнесом промышляют не только банды, но и целые преступные картели, ворующие технику под заказ и нелегально вывозящие ее в страны Европы, Африки, на Ближний Восток и в Южную Америку. Стоимость одной единицы такой техники при продаже перекроет стоимость нескольких дорогих легковых авто.
Разумеется, в каждой стране эта проблема имеет свои национальные и законодательные особенности. К примеру, в США строительная спецтехника не подлежит регистрации в госструктурах (упрощенное ведение бизнеса), и значит, по сути, не имеет своей государственной идентификации. Обнаружив кражу, владельцам сначала стоит немалых усилий описать ее в полиции, назвав, например, 17-значный серийный номер, а затем доказать, что она твоя (в случае невиданной удачи, если ее найдут).