По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.01

Красота как эстетическая категория: подходы к осмыслению

Пуглеева Анна Михайловна магистрант кафедры философии, культурологии и политологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: u1234582@yandex.ru

Цель статьи — показать социокультурную и историческую обусловленность восприятия красоты. Автор доказывает, что абсолютная красота — некий идеал, который получал совершенно конкретные формы воплощения, как правило, достаточно различные. В статье прослеживается трансформация категории прекрасного от Античности к Средневековью и эпохе Просвещения и рассматриваются различные формы его воплощения.

Литература:

1. Борхес Х.Л. Бестиарий // Книга вымышленных существ [Текст] / Ред. Ю. Кулишенко. — М.: ЭКСМО-Пресс; ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. — С. 368.

2. Брагина Л.М., Варьяш О.Н. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. — М.: Высшая школа, 1999. — C. 479.

3. Драчева Л.Н. Представления о красоте и уродстве в эпоху Античности // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 89.

4. История эстетики: эстетика Нового времени. Связь эстетических и философских идей Нового времени с процессами формо- и стилеобразования в барокко и классицизме. — URL: https://megaobuchalka.ru/5/12728.html.

5. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. — М.: ЭКСМО, 2002.

6. Нагорнова Е.Е. «Красота» в античной философии [Текст] / Е.Е. Нагорнова // Аналитика культурологии. — 2005. — № 4. — С. 110–114.

7. Эстетическая деятельность, красота и гармония. — URL: https://studbooks. net/565944/etika_i_estetika/esteticheskaya_deyatelnost_krasota_garmoniya.

8. Augustine. The City Of God. — Harmondsworth: PenguinBooks, 1984. — C. 1060.

В эпоху Античности наиболее прекрасным из всего, что существует, считали человека. Человеческое тело, в представлении древних, идеально — это одна из причин того, почему все древнегреческие и древнеримские боги внешне схожи с людьми. Пифагор одним из первых задался целью объяснить природу красоты, и его выводом было, что «главные ее черты — это гармоничность и соразмерность». «Меру во всем соблюдай», — призывал Гесиод. «Ничего слишком», — гласила надпись над храмом в Дельфах. Но главным и гармоничным образцом идеального Пифагор, а также его ученики считали музыку, так как она представляет некий алгоритм соразмерности. Аристотель считал, что красота — это идеальное соотношение частей к целому. Математическое выражение красоты фактически стало открытием древних греков. «Поликлет был создателем статуи Дорифора, которая стала каноном. В ней были воплощены все те пропорции, которые должны быть у человеческого тела, чтобы оно выглядело и воспринималось красивым. А затем эти пропорции были описаны в числовом эквиваленте. Таким образом, родилось выражение “канон красоты”» [5, c. 110–114].

Благодаря развитию и успешному применению в жизни точных наук в истории эстетического познания замечается и формируется некая тенденция, которая устанавливает идею возможности «измерить», зафиксировать, отразить в математических законах то ускользающее величие красоты, которое и является основой преклонения перед прекрасным. Это выразилось в математических попытках изучения прекрасного в эстетическом мире, воплощением которых стало правило «золотого сечения». Оно заключалось в том, что целое так относится к своей большей части, как бóльшая к меньшей. Одним из сторонников этой идеи был скульптор Поликлет из Аргоса, который известен своим сочинением «Канон». В его труде можно увидеть стремление вывести математически идеальные, соизмеримые друг с другом пропорции человеческого тела, для того чтобы иметь возможность создавать прекрасное на основе науки, а не только вдохновения и таланта. Если мы обратимся к сочинениям Поликлета, то, согласно им, «в идеальных пропорциях человеческая голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/8. Воплощением этого золотого правила стали статуи Дорифора, Диадумена, Раненой амазонки» [5, c. 110–114].

Для Цитирования:
Пуглеева Анна Михайловна, Красота как эстетическая категория: подходы к осмыслению. Ученый совет. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: