В эпоху Античности наиболее прекрасным из всего, что существует, считали человека. Человеческое тело, в представлении древних, идеально — это одна из причин того, почему все древнегреческие и древнеримские боги внешне схожи с людьми. Пифагор одним из первых задался целью объяснить природу красоты, и его выводом было, что «главные ее черты — это гармоничность и соразмерность». «Меру во всем соблюдай», — призывал Гесиод. «Ничего слишком», — гласила надпись над храмом в Дельфах. Но главным и гармоничным образцом идеального Пифагор, а также его ученики считали музыку, так как она представляет некий алгоритм соразмерности. Аристотель считал, что красота — это идеальное соотношение частей к целому. Математическое выражение красоты фактически стало открытием древних греков. «Поликлет был создателем статуи Дорифора, которая стала каноном. В ней были воплощены все те пропорции, которые должны быть у человеческого тела, чтобы оно выглядело и воспринималось красивым. А затем эти пропорции были описаны в числовом эквиваленте. Таким образом, родилось выражение “канон красоты”» [5, c. 110–114].
Благодаря развитию и успешному применению в жизни точных наук в истории эстетического познания замечается и формируется некая тенденция, которая устанавливает идею возможности «измерить», зафиксировать, отразить в математических законах то ускользающее величие красоты, которое и является основой преклонения перед прекрасным. Это выразилось в математических попытках изучения прекрасного в эстетическом мире, воплощением которых стало правило «золотого сечения». Оно заключалось в том, что целое так относится к своей большей части, как бóльшая к меньшей. Одним из сторонников этой идеи был скульптор Поликлет из Аргоса, который известен своим сочинением «Канон». В его труде можно увидеть стремление вывести математически идеальные, соизмеримые друг с другом пропорции человеческого тела, для того чтобы иметь возможность создавать прекрасное на основе науки, а не только вдохновения и таланта. Если мы обратимся к сочинениям Поликлета, то, согласно им, «в идеальных пропорциях человеческая голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/8. Воплощением этого золотого правила стали статуи Дорифора, Диадумена, Раненой амазонки» [5, c. 110–114].