Как представить себе труд крановщика? Очень просто: останься дома, выбери удобное кресло, сядь перед телевизором, книгу возьми, еду в термосе. А потом сядь в кресло и сиди, желательно никуда не отлучаясь. Туалет? Ну… Это, конечно, можно, например в обед, но увлекаться не надо: ты же не хочешь остановить стройку? Теперь добавь к этому прекрасный обзор с высоты 80 м, ласковые лучи солнца, нагревающие кабину размером метр на полтора до 40 градусов и выше. Или, само собой, свежий такой морозец. А теперь посиди так хотя бы часов восемь. Пока никто не согласился на такой эксперимент.
Стандартный рабочий день крановщика в Казани (как, собственно, и везде) начинается примерно в 7–8 часов утра, это зависит от объекта. Работаем в основном по 10–12 часов. Перекусываем часто на ходу, потому что в свободный час обеденного перерыва хочется дать отдых рукам, расслабиться. В остальное время управляешь джойстиками: стоит их отпустить — и кран придет в «нулевое положение», работа встанет. А она на кране не встает практически никогда, особенно если дом кирпичный. Хотя по закону при такой работе положен перерыв каждый час на 10 минут. Это не прихоть — так написано в инструкции. Но этого, естественно, никто не соблюдает. И это касается очень многого.
В столице Татарстана в июле 2019 г. началась забастовка крановщиков, которые требуют безопасных условий труда, а также соблюдения всех норм технической безопасности и достойной оплаты труда. На митинг солидарности, прошедший 5 августа, вышли в том числе и горожане, которые не работают в стройотрасли. Организатор протеста — объединение «Крановщики Казани», входящее в межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация» (МПРА). О том, что вопрос безопасности на стройплощадках не праздный, говорит и то, что за 2018 г. специалисты Ростехнадзора после проверок в Казани приостановили работу 13 башенных кранов, выявив нарушения требований промбезопасности.
К примеру, как все должно происходить по инструкции? Я прихожу и осматриваю кран. Поднимаюсь наверх, полностью его проверяю, спускаюсь вниз, иду в прорабскую, заполняю вахтенный журнал. Прораб мне выписывает наряд-допуск на сегодняшний день, где четко указан объем работы. Он может быть меньше, но не должен быть больше — на него у меня наряда-допуска уже нет. Полез наверх — работаешь как положено.