В последнее время все больше и больше людей интересуются гибкими пространствами, то есть коворкингами. Специалисты связывают данный факт с возросшим поколением милениалов, уровнем инноваций в бизнесе и корпоративной среде, а также набирающую обороты социальную роль в карьерной жизни человека. Оказывается, что люди все больше и больше хотят работать не в одиночном кабинете, а в группе с интересными людьми, и доля их растет.
Помимо этого, коворкинг является отличной возможностью не только для самих работников, но и для работодателей. Сейчас набирает обороты тенденция, когда работодатель направляет определенную группу сотрудников работать в коворкинг, обеспечивая тем самым им более комфортные условия труда, без вложений в развитие собственных мощностей их головного офиса. Другими словами, коворкинг — это победа как для сотрудника, так и для работодателя. Но везде есть свои нюансы, важно дать понять сотруднику, что от него не избавились, отправив за пределы главного офиса, а лишь дали возможность работать в той обстановке, которая комфортна именно ему.
На конец 2015 года в Москве пустовало около 3 млн кв. м офисных площадей, с этого момента и начался рост коворкинга в России. Подрастающее поколение милениалов, увеличение стартапов на рынке, избыток предложения площадей, а следствием этого и низкие цены на них, стали катализатором в развитии данного сегмента [1]. Год за годом коворкинг лишь набирал обороты, и первый самый ощутимый скачок роста наблюдался по итогам 2018 года, когда российский рынок был дополнен минимум 30 тыс. кв. м коворкинговых помещений. Большая часть коворкингов (около 80%) расположена в офисах классов А и В. Размеры самых обычных московских коворкингов обычно составляют около 500 кв. м, что значительно меньше, чем в других мировых столицах. Для сравнения: лондонские коворкинги имеют среднюю площадь в 1,8 тыс. кв. м [2].
Проанализируем современную ситуацию. Так, оказалось, что в 2019 году заметен рост совокупного объема предложения гибких офисов в Москве на 37%, до 180,4 тыс. кв. м. Отдел аналитики Cushman & Wakefield дает прогноз на дальнейшее сохранение темпа роста сегмента гибких офисов в 2020 году на уровне 40 % [1]. Это тенденция не просто на сохранение динамики роста, а с ее еще большим ускорением. Важно то, что предложение полностью отвечает спросу, помещения не остаются пустовать, а, наоборот, наполняются до отказа, что увеличивает рабочие пространства. Можно сделать вывод, что бизнес больше не хочет нести капитальные расходы, компаниям нужен быстрый вход и выход из арендных условий, без затрат на отделку и оборудование.