По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 528.02; 528.06

Космический мониторинг транспорта

Ознамец В.В. Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)

Статья анализирует геоинформационный мониторинг объектов транспорта. Геоинформационный мониторинг — это интегрированный мониторинг, который включает геотехнический мониторинг, геодезический мониторинг, космический мониторинг и методы математического моделирования. Геоинформационный мониторинг включает цифровое и информационное моделирование. Геоинформационный мониторинг является частным случаем геомониторинга. Статья дает классификацию геомониторинга объектов транспорта. Доказано, что современный геоинформационный мониторинг объектов транспорта должен быть комплексным. Показано, что развитие геоинформационного мониторинга транспорта полностью согласуется с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года и входит в цели развития транспортной системы России.

Литература:

1. Цветков В.Я. Анализ применения космического мониторинга // Перспективы науки и образования. — 2015. — №3. — С. 48–55.

2. Бондур В. Г. Аэрокосмический мониторинг нефтегазоносных территорий и объектов нефтегазового комплекса. Реальности и перспективы // в кн. «Аэрокосмический мониторинг объектов нефтегазового комплекса» / под ред. Бондура В. Г. — М.: Научный мир, 2012. — С. 15–37.

3. Буравцев А.В. Сложные технологические системы// Славянский форум. — 2017. — № 4 (18). — С. 14–19.

4. Кужелев П.Д. Интеллектуальное многоцелевое управление // Государственный советник. — 2014. — №4. — С. 65–68.

5. Савиных В.П., Соловьёв И.В., Цветков В.Я. Развитие национальной инфраструктуры пространственных данных на основе развития картографо-геодезического фонда Российской Федерации // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2011. — №5. — С. 85–91.

6. Бондур В. Г., Лёвин Б.А., Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Космический мониторинг транспортных объектов. Учеб. пособие. — М.: МГУПС (МИИТ), 2015. — 72 с.

7. Савиных В.П., Цветков В.Я. Геоинформационный анализ данных дистанционного зондирования. — М.: Картоцентр-Геодезиздат, 2001. — 224 с.

8. Ознамец В.В., Цветков В.Я. Геомониторинг: Монография. — М.: МАКС Пресс, 2018. — 112 с. ISBN 978‑5‑317‑05771‑8

9. Цветков В.Я. Геоинформационный мониторинг // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2005. — №5. — С. 151–155.

10. Кудж С.А. Информационное поле: Монография. — М.: МАКС Пресс, 2017. — 97 с. ISBN 978‑5‑317‑05530‑1.

11. Tsvetkov V.Ya. Information field. // Life Science Journal. — 2014. — V. 11. — N 5. — Р. 551–554.

12. Раев В.К. Процессуальные и дескриптивные информационные модели // Славянский форум. — 2018. — №3 (21). — С. 28–32.

13. Цветков В.Я. Информационные модели объектов, процессов и ситуаций// Дистанционное и виртуальное обучение. — 2014. — №5. — С. 4–11.

14. Дешко И.П. Информационное конструирование: Монография. — М.: МАКС Пресс, 2016. — 64 с. ISBN 978– 5‑317‑05244‑7.

15. Бахарева Н.А. Информационное взаимодействие в автоматизированных системах мониторинга и кадастра // Славянский форум. — 2012. — №1 (1). — С. 58–62.

16. Чехарин Е.Е. Информационные единицы в сложных системах // Образовательные ресурсы и технологии. — 2017. — №3 (20). — С. 93–99.

17. Цветков В.Я., Оболяева Н.М. Использование коррелятивного подхода для управления персоналом учебного заведения // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2011. — №8 (50). — С. 4–9.

18. Ожерельева Т.А. Оппозиционный анализ информационных моделей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 11 (часть 5). — С. 746–749.

19. Tsvetkov V.Ya. Dichotomous Systemic Analysis. // Life Science Journal 2014. — N11 (6). — Pр. 586–590.

20. Цветков В.Я. Информатизация: Создание современных информационных технологий. Часть 1. Структуры данных и технические средства. — М.: ГКНТ, ВНТЦентр, 1990. — 118 с.

21. Корнаков А.Н. Модель сложной организационно-технической системы // Перспективы науки и образования. — 2015. — №2. — С. 44–50.

22. Буравцев А.В. Цифровая железная дорога как сложная организационно-техническая система // Наука и технологии железных дорог. — 2018. — №1 (5). — С. 69–79.

23. Кужелев П.Д. Мониторинг пожаров // Славянский форум. — 2015. — №2 (8). — С. 143–152.

24. Савиных В.П. Исследование северных территорий по материалам ДДЗ // Славянский форум. — 2012. — №2 (2). — С. 64–67.

25. Затягалова В.В. Геоинформационный подход при мониторинге загрязнения моря по данным дистанционного зондирования Земли из космоса // Науки о Земле. — 2012. — №2. — С. 80–85.

26. Бондур В. Г., Цветков В.Я. Дифференциация космического мониторинга объектов транспорта // Перспективы науки и образования. — 2015. — №5. — С. 130–135.

27. Савиных В.П., Цветков В.Я. Особенности интеграции геоинформационных технологий и технологий обработки данных дистанционного зондирования // Информационные технологии. — 1999. — №10. — С. 36–40.

28. Омельченко А.С. Геоданные как инновационный ресурс // Качество, инновации, образование. — 2006. — №1. — С. 12–14.

29. V.P. Savinykh and V.Ya. Tsvetkov. Geodata As a Systemic Information Resource. Herald of the Russian Academy of Sciences, 2014, Vol. 84, No. 5, pp. 365–

368. DOI: 10.1134/S1019331614050049.

30. Булгаков С.В. Особенности геоинформационного моделирования // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2013. — №3. — С. 77–80.

31. Цветков В.Я. Геоинформационное моделирование // Информационные технологии. — 1999. — №3. — С. 23–27.

32. Розенберг И.Н. Геоинформационный мониторинг транспортных объектов // Науки о Земле. — 2012. — №3. — С. 20–25.

33. Tsvetkov V.Ya. Global Monitoring // European researcher. Series A. — 2012. — N 11–1 (33). — P. 1843–1851.

34. Лаврова О.Ю. и др. Комплексный спутниковый мониторинг морей России. — М.: ИКИ РАН, 2011. — 470 с.

35. Хлонова Н.В. Международный мониторинг коррупции // Международное право и международные организации. — 2010. — №. 1. — С. 52–54.

36. Яшин С.Н., Пузов Е.Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит. — 2006. — № 3 (207). — С. 31–36.

37. Селиверстов В.Е. Региональный мониторинг как информационно-управленческая основа региональной политики и стратегического планирования //Регион: экономика и социология. — 2010. — №2. — С. 3–40.

38. Никаноров А.М., Страдомская А. Г., Иваник В.М. Локальный мониторинг загрязнения водных объектов в районах высоких техногенных воздействий топливно-энергетического комплекса // Гидрометеоиздат. — 2002. — Т. 155. — С. 10.

39. Кужелев П.Д. Принципы управления транспортом мегаполиса // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — №1 (1). — С. 27–33.

40. Азаров Б.Ф. Современные методы геодезических наблюдений за деформациями инженерных сооружений //Ползуновский вестник. — 2011. — Т. 1. — С. 19.

41. Ширшиков А.С., Павлова Ю.А., Чульмяков И.Ф. Применение систем глобального позиционирования при управлении дорожным движением // Инженерный вестник Дона. — 2016. — Т. 43. — №. 4 (43). — С. 6–12.

42. Буравцев А. В. Цифровая железная дорога как сложная организационно‑техническая система // Наука и технологии железных дорог. — 2018. — № 1 (5). — С. 69–79.

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года одной из целей развития транспортной системы России является формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры. Единое транспортное пространство России должно обеспечить функционирование единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций, интегрированной системы товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, применение единых стандартов технологической совместимости различных видов транспорта, оптимизирующих их взаимодействие, единых стандартов технической совместимости различных видов транспорта и транспортных средств, а также создать единую информационную среду технологического взаимодействия различных видов транспорта. Единое транспортное пространство обеспечит рост экономики России и укрепление связей между регионами за счет устранения структурных диспропорций на транспорте и вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных связей. Достижение этой цели возможно за счет комплексных решений, включающих наземные и космические технологии. Космические исследования в настоящее время способствуют развитию многих отраслей [1, 2]. Это обусловлено тем, что космический мониторинг получает информацию во всем диапазоне электромагнитных волн. Космический мониторинг позволяет получать информацию об объектах земной поверхности и служит основой контроля и перепроверки наземных данных.

Технологии мониторинга являются сложной технологической системой [3], которая является целостной и может быть рассмотрена как сложная система. Космический мониторинг обладает свойством самопроверки, поскольку он может получать информацию по разным каналам. Большое значение космические методы занимают при глобальном управлении и интеллектуальном управлении [4].

В аспекте накопления информации космические технологии способствуют формированию инфраструктуры пространственных данных [5]. Космический мониторинг имеет большую обзорность [6] и оперативность получения информации. Один космический снимок может заменить до 1000 снимков, полученных при аэрофотосъемке [7]. Космический мониторинг позволяет осуществлять наблюдение поверхности Земли до 24 раз в сутки.

Для Цитирования:
Ознамец В.В., Космический мониторинг транспорта. Конструкторское Бюро. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: