Эксплуатация рыбных ресурсов — неотъемлемая часть современной системы мирового природопользования. При этом многими исследователями, такими как В. М. Полтерович [4], Н. Волчкова [1], В. Тамбовцев [5] и другие, отмечается, что в богатых природными ресурсами странах, в экономике которых доминирует ресурсный сектор, существует тенденция к неэффективному использованию ценных природных ресурсов (в том числе биологических) в силу высокой коррумпированности и недемократичности данной сферы экономики.
В мировой литературе неспособность стран устойчиво управлять своими природными богатствами для успешного развития страны и повышения уровня благосостояния населения получило название ресурсного проклятия. При этом в многочисленных исследованиях отмечается, что особенно резко уровень коррупции возрастает в странах, имеющих неразвитое гражданское общество и слабую политическую структуру.
Понимание того, как коррупция препятствует правоохранительной деятельности в государственном управлении природными и, в частности, рыбными ресурсами, в работах современных российских и зарубежных авторов только начинает развиваться — несмотря на многочисленные регистрируемые факты взяточничества и незаконных действий [15]. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации, «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» [2]. Таким образом, проблема коррупции в управлении процессами природопользования затрагивает три стороны: государство, муниципальное управление и частный сектор, поскольку объектами коррупционных операций в области природопользования являются природные ресурсы [11]. В силу вышеописанных предпосылок настоящее исследование посвящено феномену коррупции с позиций изучения аспектов ресурсного менеджмента в отношении рыбных ресурсов.
В современной экономической теории отдельные блага могут классифицироваться по-разному, в зависимости от признака, положенного в основу классификации. Достаточно распространенной является классификация, базирующаяся на двух признаках: исключаемости из употребления и конкурентности ресурса [6, 16]. Данный подход означает, что блага классифицируют в зависимости от того, могут ли люди быть лишены возможности потреблять их или нет (исключаемость/неисключаемость) и могут ли конкретные блага быть потребляемы отдельными лицами при условии сохранения их доступности для других лиц (соперничество, или конкурентность). Так, исходя из вышеописанного подхода, можно выделить четыре типа ресурсов: частные блага (private goods), общественные исключаемые блага (club goods), чистые общественные блага (public goods) и совместно используемые, или общие, ресурсы (common pool resources, the commons). Более подробно данная классификация представлена в табл. 1.