По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 351.823

Коррупция в управлении рыбными ресурсами как индикатор «трагедии общего» в отраслевом природопользовании

Я.С. Савцова E‑mail: yanasavtsova@gmail.com, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет)» Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, Москва
А.И. Никифоров канд.с.-х. наук E‑mail: hosanianig@gmail.com, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет)» Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, Москва

В статье рассмотрены современные тренды развития научного знания в отношении организации государственного управления природными ресурсами, в частности рыбными; обсуждается значение «трагедии общего» для процессов изменения объемов запасов природных ресурсов; представлен обзор причин и последствий коррумпированности отношений «власть — общество» в их взаимосвязи с процессами эксплуатации рыбных ресурсов.

Литература:

1. Волчкова, Н. Человеческий капитал, промышленное и ресурсное проклятие/Н. Волчкова, Е. Суслова//Экономический журнал ВШЭ.— 2008.— № 2.— С. 217–238.

2. Конституция Российской Федерации: официальный сайт.— Москва.— URL: http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-1/st-9-krf

3. Общественные блага//Studme [сайт].— URL: https://studme. org/12980617/politekonomiya/obschestvennye_blaga Общественные блага

4. Полтерович, В.М. Механизмы «ресурсного проклятия» и экономическая политика/В.М. Полтерович, В.В. Попов, А.С. Тонис//Вопросы экономики: Российская академия наук.— 2007.— № 6.— С. 4–27.

5. Тамбовцев, В. Ресурсная обеспеченность страны и ее политико-экономические последствия/В. Тамбовцев, Л. Валитова//Экономическая политика.— 2007.— № 3.— С. 18–31

6. Araral, E. Ostrom, Hardin and the commons: A critical appreciation and a revisionist view/E. Araral//Environmental Science & Policy.— 2013.— N 36.— P.11–23.;

7. Corruption Perceptions Index [сайт].— URL: https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2017)

8. Environmental Economics Dictionary (2008–04–30). "Open Access Resource definition | Environmental Economics Dictionary"//Economics.socialsciencedictionary [сайт].— URL: https://archive.is/20130703113927/http:/economics.socialsciencedictionary.com/ Environmental-Economics-Dictionary/Open_Access_Resource

9. FAO. 2018. The State of World Fisheries and Aquaculture 2018 — Meeting the sustainable development goals.— Rome. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.— p. 40

10. Hardin, G. The tragedy of the commons. Science/G. Hardin.— 1968.- N 162.— P. 1243–1248.

11. Mansbridge, J. The role of the state in governing the commons/J. Mansbridge// Environmental Science and Policy.— 2014.— v.36. -P. 8–10/

12. Omara-Ojungu, P.H. Resource management in developing countries/P.H. OmaraOjungu.— Essex: Longman Scientific, 1992.

13. Ostrom, E. Governing the Commons/E. Ostrom.— New York: Cambridge University Press.— 1990.

14. Pauly, D. Catch reconstructions reveal that global marine fisheries catches are higher than reported and declining/D. Pauly, D. Zeller.— DOI: 10.1038/ncomms10244 (2016).//Nat. Commun.- 2016.— № 7.— 10244.

15. Robbins, P. The rotten institution: corruption in natural resource management/P. Robbins//Political Geography.— 2000.— N19.— P.423–443.

16. Stern, P.C. Design principles for global commons: Natural resources and emerging technologie/P.C. Stern//International Journal of the Commons.— 2011. N 5 (2).— P. 213– 232

17. Sundström, A. Covenants with broken swords: Corruption and law enforcement in governance of the commons/A. Sundström//Global Environmental Change.— 2015.— N31.— P.253–262.

18. Young O. Land use, environmental change, and sustainable development: the role of institutional diagnostics/O. Young//International Journal of the Commons.— 2011.— N5.— P.66–85.

19. http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=187&type=ne ws&mm_menu=58&newsid=931

20. https://eindhovennews.com/features/2019/06/a-tragedy-of-the-commons-part-1/

21. https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2017

Эксплуатация рыбных ресурсов — неотъемлемая часть современной системы мирового природопользования. При этом многими исследователями, такими как В. М. Полтерович [4], Н. Волчкова [1], В. Тамбовцев [5] и другие, отмечается, что в богатых природными ресурсами странах, в экономике которых доминирует ресурсный сектор, существует тенденция к неэффективному использованию ценных природных ресурсов (в том числе биологических) в силу высокой коррумпированности и недемократичности данной сферы экономики.

В мировой литературе неспособность стран устойчиво управлять своими природными богатствами для успешного развития страны и повышения уровня благосостояния населения получило название ресурсного проклятия. При этом в многочисленных исследованиях отмечается, что особенно резко уровень коррупции возрастает в странах, имеющих неразвитое гражданское общество и слабую политическую структуру.

Понимание того, как коррупция препятствует правоохранительной деятельности в государственном управлении природными и, в частности, рыбными ресурсами, в работах современных российских и зарубежных авторов только начинает развиваться — несмотря на многочисленные регистрируемые факты взяточничества и незаконных действий [15]. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации, «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» [2]. Таким образом, проблема коррупции в управлении процессами природопользования затрагивает три стороны: государство, муниципальное управление и частный сектор, поскольку объектами коррупционных операций в области природопользования являются природные ресурсы [11]. В силу вышеописанных предпосылок настоящее исследование посвящено феномену коррупции с позиций изучения аспектов ресурсного менеджмента в отношении рыбных ресурсов.

В современной экономической теории отдельные блага могут классифицироваться по-разному, в зависимости от признака, положенного в основу классификации. Достаточно распространенной является классификация, базирующаяся на двух признаках: исключаемости из употребления и конкурентности ресурса [6, 16]. Данный подход означает, что блага классифицируют в зависимости от того, могут ли люди быть лишены возможности потреблять их или нет (исключаемость/неисключаемость) и могут ли конкретные блага быть потребляемы отдельными лицами при условии сохранения их доступности для других лиц (соперничество, или конкурентность). Так, исходя из вышеописанного подхода, можно выделить четыре типа ресурсов: частные блага (private goods), общественные исключаемые блага (club goods), чистые общественные блага (public goods) и совместно используемые, или общие, ресурсы (common pool resources, the commons). Более подробно данная классификация представлена в табл. 1.

Для Цитирования:
Я.С. Савцова, А.И. Никифоров, Коррупция в управлении рыбными ресурсами как индикатор «трагедии общего» в отраслевом природопользовании. Рыбоводство и рыбное хозяйство. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: