Статья поступила 20.08.2019
Социокультурная география коррупции безбрежна. Едва ли найдется государство, свободное от этого недостатка. История свидетельствует о том, что с момента образования первых государств отношение общества к любым коррупционным проявлениям было нетерпимым. Только в догосударственный период, в эпоху первобытного общества, когда жрецы или вожди еще не получали плату за общественно значимую работу, вознаграждение их было нормой. В этой связи исторические корни коррупции восходят именно к обычаю делать подарки.
По мере образования государств и формирования государственного аппарата, состоявшего из профессиональных чиновников, получавших за свою работу жалованье, практика проявления коррупционных действий приобрела негативную оценку. По мере становления открытого гражданского общества, развития массового образования и медиатизации коррупция выглядит архаичным отжившим институтом [3].
Общепризнано, что мздоимство выступает одним из опаснейших социальных, политических и экономических явлений, которое в той или иной степени затрагивает интересы любого общества и государства. Поэтому вопросы борьбы либо противодействия корыстным проявлениям никогда не утрачивали своей актуальности. В различные периоды развития государства предпринимали различные меры, направленные на борьбу или противодействие коррупции. Но достигнуть абсолютной победы над этим недугом пока не удалось ни одному государству, а коррупция стала злободневным, но привычным явлением современного общества.
Коррупция — весьма стойкое явление в социальной жизни. Действующее законодательство, регулирующее данную сферу общественных отношений, достаточно содержательно. Но наличие соответствующих правовых норм еще не гарантирует полного решения проблемы. Следовательно, решение проблемы коррупции не стоит ограничивать только юридической плоскостью. Следует активнее обращаться к идеям и опыту иных областей знания, таких как философия, история, социология, культурология. Ведь они позволяют интерпретировать феномен коррупции с иных сторон, например с точки зрения развития правовой культуры общества. Так, доносительство (whistleblowing) является частью корпоративной культуры ряда западных стран, например таких как Австралия, Великобритания, Канада, Ирландия, США, Швейцария. Некоторые развивающиеся страны Азии и Африки также стремятся привить эту культурную традицию. Отечественный опыт «анонимок в почтовый ящик НКВД», развитый в годы сталинизма, подвергся отрицательной оценке в годы перестройки [2]. Поэтому сегодня аккультурация западных корпоративных моделей пробуксовывает в России, она испытывает естественное сопротивление общества, так как в социальной памяти сохранилась культурная травма тоталитарного осведомительства. Отношение общества к феномену коррупции пока не дает возможности сформировать систему взглядов, направленную на воспитание в обществе нетерпимого отношения к любым злоупотреблениям, совершаемым должностными лицами, обладающими властными полномочиями.